Без права на ошибку: Ирина Ботнарь о карьере преподавателя, своем бизнесе и воле случая
В рубрике «Личности» мы рассказываем об учителях английского, которые многого добились в профессии. #6pch поговорил с Ириной Ботнарь – основательницей сообщества «We teach English», а также самой известной ESL Teacher Trainer в русскоязычном медиапрострaнcтве.
О старте карьеры
Почему вы стали преподавателем английского языка? Как пришли именно в эту профессию?
Наверное, многие думают, что я с детства увлекалась английским языком, очень его любила всю жизнь и с детства мечтала стать преподавателем. Но это была случайность. Когда в 11 классе пришло время выбирать профессию, мама просто спросила меня: «Ну и что будем делать?», — я предсказуемо ответила: «Не знаю». В это время рядом сидела соседка, которая сказала: «А может туда, куда и моя Олька?» Олька училась на инязе на переводчика. Так и было принято решение.
Так что мне просто повезло.
Не могу сказать, что у меня были колоссальные способности к языку. Было сложно воспринимать язык на слух и говорить.
По поводу английского языка. Я не могу сказать, что я до умопомрачения люблю английский. Я его люблю, но спокойно. Вот что меня реально прет, это сам процесс преподавания, обучения, работа с людьми, психология. Это то, что привело меня в профессию.
Я вообще считаю так: чтобы быть преподавателем, недостаточно любить английский. Можно любить язык, прекрасно на нем говорить, быть шикарным переводчиком, при этом никаким преподавателем. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить сам процесс преподавания. А предмет познается и придет в процессе. Так случилось и у меня.
Я с ужасом вспоминаю, что делала на своем первом уроке, но ученикам нравилось.
Как я уже сказала, я попала на иняз на переводчика. Мне было жутко трудно учиться, потому что я начала учить английский буквально перед поступлением. Не могу сказать, что у меня были колоссальные способности к языку. Было сложно воспринимать язык на слух и говорить. Поэтому я много трудилась, чтобы выучить язык. И в итоге закончила ВУЗ с отличием.
С чего вы начали карьеру? Какой был первый шаг?
На пpaктике на 5-м курсе завкафедры предложила мне временно заменить преподавателя. Я с ужасом вспоминаю, что я делала на своем первом уроке, но ученикам нравилось (смеется). Я делала, то, что сейчас, к сожалению, делается во многих школах. Это надиктовывание правил, потом выполнение упражнений и все в таком русле.
Когда я закончила институт, мне предложили остаться там работать. 5 лет я была там преподавателем иностранных языков – английского и немецкого. Я обожала своих студентов, работу, но я не знала, что может быть лучше.
Ну а переводческая деятельность мне никогда не нравилась. Там же не нужно никого учить!
Потом я ушла в декрет, но ненадолго. Как только появилась возможность, я вернулась к работе – меня как раз пригласили в частную школу английского языка. Для меня это был рай – прекрасный коллектив, замечательная руководитель, благодаря которой у меня сейчас неплохо получается управлять собственной школой. Там я впервые увидела такое изобилие учебников, аудио-, видеоматериалов, всю необходимую аппаратуру. Поэтому в институт я больше не вернулась.
О собственном бизнесе
Как вы пришли к началу своего дела? В какой момент вы поняли, что готовы открыть свою школу?
Все происходило очень постепенно. Я поработала в институте, потом на курсах английского. Мне всегда нужно было что-то внедрять, что-то делать. Сначала я стала методистом, потом руководителем филиала школы – дела там шли не очень.
Вот тут начался для меня новый виток. Это была для меня такая школа… тогда я поняла, что классный преподаватель, специалист – не равно руководитель. Это абсолютно другая профессия. И тогда я погрузилась в эту сферу, потому что обучать меня было некому.
У меня была хорошая работа, достойная зарплата, и я поняла, что попала в болото. Мне все понятно, легко и просто — для меня это равно cмepти.
Это были незабываемые 3 года моей работы. Тогда я поняла, что люди не любят перемены, и когда кто-то вторгается в их жизнь с новыми идеями, не стоит ждать, что все будут тебе аплодировать. Быть руководителем – это всегда кому-то нравится, кому-то нет, это всегда сопротивление от других людей. Руководить людьми – не значит быть им другом.
Я добилась поставленной задачи. Пошел приток клиентов, школа заработала на полную мощность.
Но мне стало скучно. У меня была хорошая работа, достойная зарплата, и я поняла, что попала в болото. Мне все понятно, легко и просто — для меня это равно cмepти. У меня началась хандра. И когда я проанализировала все это, я поняла, что мне нужно вытеснить себя из зоны комфорта.
Большим челленджем было то, что у меня не было права на ошибку и не было времени на раскачку. Я одна воспитывала ребенка – мне нужно было заpaбатывать здесь и сейчас. Это очень щекотало нервы.
Я не придумала ничего лучше, кроме как поменять страну. Тогда я жила в Молдавии и решила переехать в Одессу. Здесь у меня жила сестра. Я написала CV, приняла предложение самой передовой на тот момент школы, переехала и начала работать.
Там я проработала год и поняла, что низко летаю. Один раз побывав генералом, ты уже не сможешь быть солдатом. Наверное, это и был тот самый момент.
Каждый вечер после работы я записывала идеи, делала расчеты, и в итоге нашла помещение и открыла школу. Я начинала работать одна, а потом все закрутилось.
Какой был ваш стартовый капитал?
Мне потребовалась тогда ровно $1000. Эту сумму я потратила на аренду помещения, базовую мебель, маркерную доску и принтер. Компьютер я принесла из дома.
Большим челленджем было то, что у меня не было права на ошибку и не было времени на раскачку. Я одна воспитывала ребенка – мне нужно было заpaбатывать здесь и сейчас. Это очень щекотало нервы. Я боялась конкуренции, но сейчас понимаю, что это все чистой воды таpaканы в голове. Внутренние ограничения, которые мы сами себе придумываем.
Я люблю нанимать на работу троечников, хорошистов. Это классные преподаватели, трудяги, которые отдаются делу, стараются.
Сейчас у меня есть проект English School Owner, где я помогаю учителям открыть свою языковую школу.
Меня часто спрашивают, не боюсь ли я конкурентов, ведь по сути сама себе их выращиваю. Я всегда говорю, что в этом мире все в огромном изобилии и всем хватит. За счет того, что обмениваемся опытом, мы становимся сильнее, но это не значит, что мы уводим друг у друга клиентов. В мире достаточно и денег, и клиентов, и тем более работы.
О профессии преподавателя
Каких учителей вы нанимаете на работу в свою школу?
Могу по секрету сказать, что далеко не отличники становятся самыми лучшими преподавателями. Отличникам нужно в науку. А самые лучшие пpaктики – это хорошисты. Им не давалось все с легкостью, им приходилось прикладывать больше усилий. За счет этого они потом лучше понимают своих учеников, более терпеливы.
А гениальные люди, которым все легко дается, удивляются: «Ну как ты не понимаешь, это же элементарно!»
Поэтому я люблю нанимать на работу троечников, хорошистов. Это классные преподаватели, трудяги, которые отдаются делу, стараются.
Какие рекомендации можете дать тем, кто только начинает карьеру преподавателя английского?
Главное вот что: если вы будете кормить своих учеников только знаниями – вы далеко не уедете. Людям нужны эмоции.
Вы делаете большую ставку на профессию преподавателя английского. Как вы считаете, какой у нее потенциал?
Моя миссия – это изменить стереотипное представление о нашей профессии.
Вот у меня учатся подростки, они выбирают себе профессию и очень хотят пойти учиться на иняз, чтобы потом работать учителями. Но родители их отговаривают, мол, ты что, это сплошной стресс, это безденежная профессия, это всю жизнь работать на таблетки.
Я хочу, чтобы преподаватели поняли, что наша профессия очень достойная и она может быть денежной. Это не только нервотрепка, это может быть интересно, прибыльно, увлекательно, и при этом можно оставаться здоровым, счастливым человеком, а не загнанной лошадью.
Главное — правильно организовать себя, убрать все ограничения и полюбить себя в этой профессии. Ну и самостоятельно создать условия, которые нужны тебе для работы.
О проекте We teach English
Группа «We teach English» является самым популярным сообществом для преподавателей английского языка в русскоязычном интернете. Сейчас в нем 25 тысяч подписчиков. Как вам пришла идея создать это сообщество?
Я тогда пыталась найти интересные группы, но они были ни о чем. Хорошего контента нигде не было. И у меня, понятное дело, не было четкого понимания, что я сейчас создам подобную группу.
Я создала ее для своих же преподавателей. У меня были интересные мысли, игры, задания, но мы не успевали всем этим делиться. Я сделала группу, мы все туда добавились и стали обмениваться информацией.
Потом я добавила в группу своих коллег с прошлых мест работы. И группа просто начала разрастаться. Я не использовала ни продвижение, ни рекламу. Мы просто стали показывать, все, что делали сами, и это привлекало пользователей.
Даже когда человек берет мою идею все равно он туда вкладывает себя и получается что-то новое. Я считаю, что дело в личности и харизматичности.
Очевидно, я попала в пустующую нишу. На тот момент не было подобных групп, может учителям не хотелось ничем делиться, не знаю.
Потом я заметила, что у меня появились последователи. И я горжусь этим! Эти люди тоже учатся у меня. Я видела, что многие пытаются делать то же самое, но не у всех получается. Мне иногда говорят, мол, ну они же воруют ваши идеи! Я говорю так – в этом мире нет ничего нового. Даже когда человек берет мою идею, все равно он туда вкладывает себя и получается что-то новое. Я считаю, что дело в личности и харизматичности. Эмоции, опять же!
О текущей занятости
Вы владеете школой английского языка, преподаете сами, проводите вебинары, ведете соцсети, YouTube-канал и т.д. Все это – ваша работа. Сколько вы работаете?
Я могу ответить по-разному. Я работаю 24 часа в сутки или я вообще не работаю, потому что занимаюсь любимым делом.
Как я все успеваю? Я просто никуда не спешу.
Я веду групповые занятия, руковожу школой, занимаюсь соцсетями сама, веду трaнcляции. Также у меня есть свой сайт – площадка, где люди обучаются. 2 раза в год я провожу мастер-группы – это закрытое сообщество примерно на 250 человек, где я обучаю методике преподавания и показываю, как я работаю.
Я стараюсь поддерживать преподавателей во всех направлениях – в методике, в бизнесе и даже чисто по-человечески.
Настал ли момент, когда вы поняли, что реализовались как профессионал на 100%?
Нет конечно! Вы что!
А что дальше? Какие у вас планы?
Сейчас у меня больше вектор в методику, потому что здесь у меня больше влияния и от меня больше пользы. Уйти чисто в бизнес – значит уйти от преподавания.
А предпринимательство нравится мне не так сильно, как работа с преподавателями.
Здоровое поколение может быть только от здоровых, счастливых преподавателей, которые любят свою профессию, а не преподают, потому что других перспектив не видят.
Преподаватели выходят из институтов, абсолютно не понимая, что делать. Они не готовы к работе. Из-за этого многие не выдерживают и уходят, хотя возможно они просто не знали, как можно и нужно работать. Я хочу поддерживать их.
Плюс, мне хочется, чтобы качество обучения у нас было лучше, чтобы наше дети получали больше. Потому что здоровое поколение может быть только от здоровых, счастливых преподавателей, которые любят свою профессию, а не преподают, потому что других перспектив не видят.
Также я начинаю заниматься методикой онлайн. Я помогаю другим школам ставить методическую базу. Плюс я хочу больше работать офлайн, проводить какие-то мероприятия. Мне хочется, чтобы у каждого преподавателя была возможность получить поддержку, ответы на вопросы, повысить квалификацию и решить реальные проблемы.
А вообще я не знаю, что будет дальше. Сегодня я могу сказать одно, а завтра совсем другое.
О вдохновении
Вы – пример для подражания для многих учителей. А какие люди являются источником профессионального вдохновения для вас?
Я всегда стараюсь мониторить людей в сети. Когда я нахожу кого-то интересного, я сразу прилипаю к экрану и начинаю питаться идеями.
Например, Ирина Хакамада мне очень нравится, Радислав Гандапас – он столько мне дал всего. Я его смотрю, учусь у него еще с того времени, как работала в Кишеневе методистом.
Люди бизнеса мне интересны. Алекс Яновский, Аяз Шабутдинов — потрясающий мальчик, с удовольствием его слушаю. Они все очень разные, все в своей области специалисты. Я пропускаю через себя очень многих людей.
Как я вижу себя на данном этапе – я не реализовалась до конца, и не дай бог наступит такой момент. В жизни каждого человека есть кто-то, на кого мы равняемся, кто идет впереди нас, и есть те, кто учится у нас. И вот я где-то между – кто-то ведет меня, кого-то я. Надеюсь, так будет всегда!
Проекты Ирины Ботнарь:
Языковая школа My English School
На их сайте можно найти целый многосерийный аудио сериал с героями, которые обсудят все, начиная с благотворительности Анджелины Джоли до футбольных вандалов...
26 04 2024 13:10:41
Особенно это касается тех преподавателей, которые вдохновились нашим чек-листом на лето и решили сдавать CELTA...
25 04 2024 8:11:53
Но сегодня давайте рассмотрим несколько способов, как вы легко сможете разговорить студентов после довольно длительного перерыва...
24 04 2024 10:15:55
23 04 2024 22:39:39
В статье речь пойдет об экзаменах TOEFL iBT (Internet-Based Test) и IELTS Academic...
22 04 2024 12:38:10
Среди методистов ведутся постоянные споры, какой навык важнее развивать и какую методику в итоге выбрать. Некоторые по старинке полагаются на переводной метод. Другие давно перешли на современный коммуникативный — однако даже он не гарантирует, что студент будет спокойно общаться с нейтивами на любую тему....
21 04 2024 2:56:24
Вот, держите! #1 Secret Start Если ваши студенты не ожидают праздничного занятия, то это отличный повод начать с загадки...
20 04 2024 10:19:30
Оплата труда происходит в течение первых пяти дней следующего месяца Методическая поддержка...
19 04 2024 10:51:15
Нет смысла выносить развитие активного слушания в отдельный урок...
18 04 2024 14:11:40
Суть его заключается в том, что язык презентуется в виде chunks (т...
17 04 2024 0:19:34
Перейти к вебинару Professional Development for teachers in the ‘new normal’ Q&A Дата: 3 июня Спикер: Thom Kiddle Стоимость: бесплатно Учимся эффеквтивно преподавать в новой реальности...
16 04 2024 1:26:29
Покажите студентам одну часть фотографии, на которой изображены два ребенка в песке...
15 04 2024 13:14:30
Мы собрали 6 техник работы с полными новичками, которые помогут начать обучение новичков с правильной ноты...
14 04 2024 13:23:27
20 лет опыта преподавания — Exam Preparation, General English, English for Law, Business English, ESP, EAP...
13 04 2024 20:21:42
В этой статье я познакомлю вас с сервисом Mentimeter и расскажу, как использую его на своих уроках английского языка...
12 04 2024 17:46:35
Для учителя английского такой клуб – хорошая возможность ввести побольше пpaктики для своих учеников или же привлечь новых студентов для частных занятий....
11 04 2024 13:58:42
В таких случаях вам показан алкоголь....
09 04 2024 20:10:33
В чем суть модели 5E Модель 5E основана на теории конструктивизма и отличается от традиционного подхода к обучению...
08 04 2024 19:37:47
Но каждому преподавателю известна ситуация, в которой оно критично...
07 04 2024 3:25:17
Помните правило хорошего учителя? Нужно быть релевантным...
06 04 2024 16:53:59
Вот только до сих пор неясно: ранний английский – это дань моде или объективная необходимость? Под ранним развитием на английском языке будем понимать интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (с рождения и до 3-5 лет) на английском языке...
05 04 2024 11:16:42
#1 Turn your camera and mic off Это правило отлично подходит для коммуникативных заданий, когда студенты работают в группах или парах...
04 04 2024 15:41:10
Wordwall.net Просто волшебный сайт с готовыми играми на разнообразные темы. А если готовые материалы вам не подходят, то можно сделать свои. ...
03 04 2024 8:51:32
При выборе между преподавателем с серьезными квалификациями, но не являющимся носителем языка, и преподавателем-носителем, но не имеющим хорошего квалификационного подспорья, выбор падал на 2-ого кандидата...
01 04 2024 6:11:59
Я обычно интересуюсь настроением, погодой, прошу назвать дату и день недели (если мы записываем их в тетрадь)...
31 03 2024 13:55:23
Предлагаем пересмотреть отношение к диктантам! 5 идей для проведения диктанта с детьми с целью закрепления новой лексики — без лишнего стресса для учителя и учеников:...
30 03 2024 19:38:28
Чтобы эмоционально разрядить студентов и настроить их на урок, попробуйте начать занятие из этих заданий — они быстро помогут студентам переключиться на изучения языка и создадут позитивную атмосферу на всё занятие....
29 03 2024 12:34:45
В таких условиях учитель должен быть гибким и открытым новым идеям и знаниям, чтобы соответствовать постоянно повышающимся требованиям...
28 03 2024 21:33:20
Точно так же нельзя стать крутым тичером и наработать опыт,читая статьи и смотря на других в YouTube. Но и на чужие грабли лучше не наступать....
27 03 2024 3:51:53
Каптурова Сертификат: не уточняется Письменная часть на ЕГЭ – важный компонент успеха при сдаче экзамена, который показывает способ мышления студента, его словарный запас и знания по грамматике...
26 03 2024 6:32:16
Знакомство с форматом У каждого экзамена есть строгая форма и структура...
25 03 2024 2:52:56
Создайте отдельный документ для отдельного студента либо же группы, где вы сможете легко вести такой список и возвращаться к нему каждое занятие...
24 03 2024 11:15:42
Использование видео в классе, особенно кадров из фильмов и ТВ-шоу, помогает ученикам развить разговорные навыки, учиться понимать речь на слух и даже улучшить произношение....
23 03 2024 9:13:24
Вот несколько советов для преподавателя, как это сделать...
22 03 2024 2:48:56
Ведь кому не нравится выигрывать, да? Let’s face it! Уровень: Elementary – Pre-Intermediate Материалы: LET’s face it! Шаг 1...
21 03 2024 5:20:52
3 важных факта о памяти, которые должен знать каждый тичер #1 Информация запоминается тогда, когда есть смысл Это значит, что нужно научить студентов запоминать новые слова в контексте...
20 03 2024 23:51:17
В этом материале поговорим об искусственном билингвизме и том, как его развивать...
19 03 2024 12:43:26
Making Mindfulness Work in Your School Дата: 7 мая Спикер: James Butler Спикер James Butler, который работает в сфере образования уже 16 лет, поделится тем, как использовать техники mindfulness, чтобы эмоционально поддерживать себя и учеников разных возрастов...
18 03 2024 22:45:12
Вся информация вебинара будет рассмотрена в контексте техник НЛП...
17 03 2024 10:38:22
Поговорим, как разнообразить уроки с помощью смартфонов и фотографий в классе с детьми и подростками...
16 03 2024 7:50:43
Предлагаем эти 8 полезных привычек, которые помогут учителю чувствовать себя лучше и выделять имеющиеся ресурсы не только на работу и студентов, но и на себя...
15 03 2024 2:32:27
🙂 Всё просто, дайте им немного времени на подготовку, а затем обсудите вместе результаты отступающего года и выясните, над чем бы им хотелось поработать и каких качеств и ресурсов им не хватило в уходящем году...
14 03 2024 17:54:26
Задание студентов — разделить все слова на две кучки: те, что они помнят и те, что они не могут вспомнить...
13 03 2024 9:59:15
Я нашла прекрасный сайт Ozdic, который поможет решить эту проблему...
12 03 2024 19:36:48
Что такое ментальные карты? Для начала немного теории...
11 03 2024 3:48:13
Предлагаю варианты домашки для настроения, которую время от времени даю свои студентам...
09 03 2024 22:59:40
Поговорим, как использовать дневники на уроках английского, чтобы разговорить своих студентов...
08 03 2024 7:10:56