Может ли русскоязычный учитель английского преподавать за рубежом
Коренной житель Америки, Великобритании, Канады, Австралии или Новой Зеландии решил сменить место жительства и теперь путешествует по разным уголкам мира и с относительной легкостью находит работу в качестве ELT. Красивая картина, которую легко представить!
Русскоговорящий преподаватель, для которого английский — иностранный язык, путешествует по миру и свободно находит работу. Это ситуацию представить сложнее, хотя она тоже вполне реальная.
При выборе между преподавателем с серьезными квалификациями, но не являющимся носителем языка, и преподавателем-носителем, но не имеющим хорошего квалификационного подспорья, выбор падал на 2-ого кандидата.
Вопрос: может ли преподаватель, не являющийся носителем английского, трудоустроиться за границей в качестве ELT? Если такое возможно, то в каких странах и что для этого необходимо? Давайте разберем, насколько реальная такая ситуация для русскоязычных учителей*.
* В первых двух разделах мы копаемся в истории вопроса, так что за ответом на главный вопрос отправляйтесь сразу в раздел «Страны: приветливые и не очень».
Native speakerism
Сталкивались ли вы с таким понятием?
Native-speakerism is an ideology that upholds the idea that so-called ‘native speakers’ are the best models and teachers of English because they represent a ‘Western culture’ from which spring the ideals both of English and of the methodology for teaching it (Adrian Holliday; 2005)
На протяжении многих лет существовало (существует?) предубеждение о том, что эффективно преподавать английский язык может только его носитель. Он не только предоставляет идеальную модель языка, но и моделирует западную культуру в методологии и своем поведении в целом.
Это породило своего рода дискриминацию среди преподавателей английского, от которой страдали non-native teachers при приеме на работу. Особенно это проявлялось в восточных странах, в частности, Японии, Южной Корее и ОАЭ.
Идеальный носитель английского — кто ты?
Под идеальным носителем западной культуры понимали, как правило, белого мужчину (реже женщину) из стран Big 7 (США, Великобритания, Новая Зеландия, Канада, Австралия, Южная Африка, Ирландия). Зачастую даже шотландцы получали отказ работодателя из-за своеобразного акцента, а представители “внешнего” круга (outer circle) англоговорящих (Филиппины, Индия, Ямайка, где английский является государственным) под “идеал” и вовсе не попадали.
Проблемой стал и своеобразный отбор кандидатов рекрутерами лингвистических центров. К примеру, тот факт, что ты носитель языка, преобладал над всеми проф.квалификациями, которые у тебя были. При выборе между преподавателем с серьезными квалификациями, но не являющимся носителем языка, и преподавателем-носителем, но не имеющим хорошего квалификационного подспорья, выбор падал на 2-ого кандидата.
А что сейчас?
На данный момент ситуация значительно улучшилась (и продолжает улучшаться)!
Грамотные рекрутеры лучших школ открыто смотрят на учителей-неносителей английского, обращая внимание в первую очередь на квалификацию кандидатов. Они считают, что не-носители зачастую лучше разбираются в грамматике, глубже понимают психологию учеников и их возможные сложности в изучении английского, а также служат вдохновляющей моделью человека, который этот путь уже прошел.
Но это актуально не для всех стран. Во многих местах non-native teachers придется столкнуться с отсутствием большого числа подходящих рабочих предложений, а также с не всегда объективным отношением со стороны учеников или их родителей (native speakers пользуются там большим уважением).
Страны: приветливые и не очень
Сейчас очень открытыми для всех учителей английского (и native, и non-native) являются страны Центральной и Южной Америки, Камбоджа, Тайланд. В Европе дело обстоит сложнее из-за рабочих виз, которые сложно получить жителям СНГ (а без рабочей визы вас попросту не трудоустроят).
До сих пор большие сложности для non-native teachers of English возникают при поиске работы в Японии, Южной Корее, Саудовской Аравии и ОАЭ. В этих странах выдвигаются действительно серьезные требования к учителям английского, а native ELT пользуются большим уважением. Учителям-неносителям здесь найти работу пpaктически нереально.
Китай — в данном отношении пограничная страна. Не-носителю здесь реально устроиться преподавателем английского, но, к сожалению, в большинстве случаев нелегально, так как школы просто не могут организовать рабочую визу для не-носителей. При этом в Китае действительно большой спрос на хороших, квалифицированных учителей (пусть даже не из Big 7). Поэтому предложений много, и если постараться, можно найти серьезную компанию, которая поможет с легальным трудоустройством.
Пару слов о Японии. Скажу честно, меня вдохновляет пример дeвyшки из России, успешно работающей ELT в Японии в университете. То есть покорить неприступную Японию возможно! В Японии в учителя набирают native speakers, но можно получить работу АLT (Assistant Language Teacher) — при условии, что вы сможете доказать, что минимум 12 лет обучались полностью на английском (к примеру, английская школа плюс университет).
В вопросах трудоустройства не стоит забывать о визе. Очень важно самостоятельно посмотреть все визовые требования в странах, на которые пал ваш выбор.
Требования к учителям английского за границей. Необходимые квалификации для non-native ELT**
**Нижеперечисленные требования относятся к вакансиям в более приветливых для non-native ELTs странах.
Первое в каждом объявлении о поиске ELT — обязательное высшее образование (бакалавр, любая сфера); если ваша специализация не педагогика или английский язык, это нужно компенсировать наличием сертификата, описанным ниже.
Второе — международный и общепризнанный сертификат о педагогической квалификации. Это CELTA или TESOL. Это обязательное условие не во всех школах (и странах), но существенно (!) прибавляет вам профессионального веса в глазах работодателя.
Третье (часто не указывают в объявлениях, но 100% подразумевают) — уровень языка Proficient User. Позаботьтесь о подтверждении уровня международными сертификатами (IELTS, TOEFL, CAE, CPE) — их наличие для non-native speakers является обязательным (возможно, в определенных странах есть исключения). Но даже при наличии сертификата будьте готовы к тщательной проверке уровня на месте (на собеседовании и демо-уроке).
Четвертое — опыт преподавания, как правило, от 2 до 5 лет. Не везде является обязательным требованием, но рассматривается как безусловное преимущество. При этом опыт работы должен быть релевантным — к примеру, если вы хотите преподавать English for kids, то ваш опыт работы со взрослыми не будет так уж привлекателен. В школах, где опыт является обязательным условием, его нужно подтвердить документально.
And last, but not least — вагон терпения и много сил. Вам необходимо показать себя как профессионала высшего пилотажа и быть готовым к тщательным проверкам знаний. Будьте готовы и к отказам — но анализируйте для себя их причины.
Конечно, в одной статье невозможно описать все нюансы трудоустройства и работы non-native speakers в качестве ELT за границей, так как законы в странах изменчивы, как и тенденции в мире ELT.
Всегда появляются совершенно замечательные опыты талантливых коллег, которым удалось то, что у других не получалось. А значит, что каждый случай, каждый набор квалификаций и историю отдельно взятого преподавателя надо рассматривать отдельно. Точно так же стоит подходить к требованиям школ — они варьируются от города к городу, от страны к стране, поэтому все необходимое узнавайте у работодателей напрямую.
Но сказать одно стоит точно — человек, который одержим своим делом, действительно способен преодолеть все препятствия. Если вы мечтаете преподавать за рубежом, проходите CELTA, совершенствуйте английский и вперед! 🙂
Статья написана в соавторстве с Дарьей Темоненковой.
Если нет, давайте разбираться, что делать, если вопрос студента поставил в тупик...
26 04 2024 11:40:10
Тогда я впервые осознала, что термины, которые нам, учителям, кажутся очевидными, не являются таковыми для студентов...
25 04 2024 15:41:31
Держите несколько идей для урока! #1 Расширение словарного запаса И речь идёт совсем не о языке Шекспира, а о бaнaльных, повседневных фразах, которые студенты выучили еще на уровне Beginner и постоянно используют их в своей речи (например, I like/ I think/ What about you?, very interesting, important, beautiful)...
24 04 2024 12:54:40
Что такое Zoom? Zoom – программа для видеоконференций и звонков, которую любят многие преподаватели за широкий функционал, надежное соединение и бесперебойную работу...
23 04 2024 9:52:44
Оно очень простое, но произвело на меня большое впечатление...
22 04 2024 19:39:16
Этот неловкий момент, когда нужно разговорить студента, а в итоге получается допрос с тренировкой отрицательных предложений в Present Simple...
21 04 2024 13:17:50
Сегодня расскажу вам, что можно сделать (и что делаю я) для того, чтобы справиться с накопившейся усталостью...
20 04 2024 23:13:32
Большинство из учеников работают с определенной серией учебников уже не первый год, поэтому они легко могут предугадать, какие именно задания их ожидают...
19 04 2024 8:45:20
Lemon game В данной игре в качестве заданий вы можете использовать любые карточки с необходимыми вам упражнениями или словами на перевод...
18 04 2024 7:18:52
Готовимся к ЕГЭ по английскому (часть 1 и часть 2) Дата: 14 и 15 января Цена: бесплатно Спикер: Н...
17 04 2024 1:36:38
Learning to learn skills in the primary classroom Дата: 13, 14 марта 2018 Спикер: Erika Osváth Главная задача учителя — научить учеников учиться...
16 04 2024 18:47:32
Что же нам сделать, чтобы в сентябре не начинать с алфавита со студентами уровня Upper-Intermediate и если не улучшить, то хотя бы оставить их знания на прежнем уровне? Я приготовила 5 ненавязчивых заданий на лето, которые без проблем может выполнить студент любого уровня...
15 04 2024 7:21:33
Как правило интенсивность “скатывания” зависит от социально-экономического положения семьи, программы/дисциплины и возраста ученика...
14 04 2024 6:36:57
Что такое ментальные карты? Для начала немного теории...
13 04 2024 12:51:20
После обсуждения всем классом выберите топ-3 стандартных подарка, которые вы можете найти под ёлкой...
12 04 2024 1:11:34
Мы собрали 6 техник работы с полными новичками, которые помогут начать обучение новичков с правильной ноты...
11 04 2024 7:10:28
Основная суть эксперимента заключается во внедрении формативного оценивания – когда ученик получает обратную связь касательно своего прогресса и максимальную поддержку учителя во время обучения...
10 04 2024 3:58:13
Как зазубренные ответы портят результаты экзаменов Когда я в далеком 2006 поступала в университет на ФИЯ, я заучивала «топики»...
08 04 2024 22:36:23
Внедряйте hands-on learning Чем более жизненным и вовлекающим будет обучение, тем больше пользы от него получат ваши ученики...
07 04 2024 20:46:37
Мы в #6pch уверены, что уроки английского на YouTube нам не враги, а самые настоящие помощники! Рассказываем, как использовать бесплатные YouTube-уроки, чтобы помочь вашим ученикам: Повторение Показывайте ученикам ролики с разными учителями, форматами подачи информации и даже произношением...
06 04 2024 19:10:47
Учитывать возрастные особенности Дети 3-6 лет в основном аудиалы...
05 04 2024 7:20:32
Предлагаю сегодня разобраться с этой непопулярной, но очень важной темой, чтобы помочь нашим ученикам получать максимум пользы и удовольствия от уроков английского...
04 04 2024 16:30:44
Зачем учителю заниматься профилактикой конфликтов Потому что это важно, а обязанности учителя не ограничиваются ведением уроков и заполнением ведомостей...
03 04 2024 12:55:46
Один из 1-х по многочисленности пользователей конкурентов Skype — Zoom, сервис для проведения вебинаров и конференций...
02 04 2024 6:47:44
Аудитория – это сцена! Наша задача мотивировать и вдохновлять...
01 04 2024 0:36:47
#1 Word Race Это упражнение направлено на повторение лексики и лучше всего работает с подростками...
31 03 2024 1:55:40
Чтобы облегчить этот процесс, сегодня поделюсь готовым планом для speaking club по теме “Travelling” для студентов уровня Pre-Intermediate/Intermediate (A2/B1)....
30 03 2024 1:52:21
Не стоит сокрушаться, что школьники предпочитают Шекспиру и Гоголю истории про Человека-паука и Халка – этот выбор закономерен...
29 03 2024 19:46:22
Конечно, good old dictations никто не отменял, но со временем они становятся всё менее стимулирующими...
28 03 2024 19:18:51
Дайте студентам прослушать только звук из видео...
27 03 2024 15:24:13
А жесткий диск с папкой “РАЗОБРАТЬ” скоро будет мне в страшных снах являться...
26 03 2024 20:34:20
Использование видео в классе, особенно кадров из фильмов и ТВ-шоу, помогает ученикам развить разговорные навыки, учиться понимать речь на слух и даже улучшить произношение....
25 03 2024 14:39:58
Суть методики Подход прост и логичен — благодаря этому он естественно вписывается в процесс обучения...
24 03 2024 15:29:38
Из главных плюсов ресурса — максимально простой поиск по темам, ну и бесплатный доступ к материалам, что немаловажно...
23 03 2024 8:55:50
Конечно, главный фокус урока остается на сдаче экзамена, но вполне легко можно найти боле занимательные альтернативы к уже таким приевшимся упражнениям...
22 03 2024 3:42:10
С последним мы вам охотно поможем! Предлагаем план урока на тему Christmas, который вы можете провести с группой или индивидуально, оффлайн или онлайн (как это делаю я:)....
21 03 2024 2:49:57
В прошлой статье я рассказала об идеях заданий на лето для ваших студентов, а что насчет вас самих? Кто о вас подумает? Конечно же ваш любимый #6pch...
20 03 2024 5:31:53
Согласны? Сегодня расскажу, как научить студентов свободно рассказывать истории с помощью рicture stories — историй в картинках...
19 03 2024 17:41:23
Тут требуется пресловутый «индивидуальный подход», о котором трубят все репетиторы и школы английского...
18 03 2024 0:47:15
Спикер расскажет о структуре и методологии книги Oxford Exam Trainer B2...
17 03 2024 14:31:12
Точно так же нельзя стать крутым тичером и наработать опыт,читая статьи и смотря на других в YouTube. Но и на чужие грабли лучше не наступать....
16 03 2024 5:26:11
Для начала выделим 3 ключевых момента: Во-первых, слово имеет 2 формы: графическую и звуковую; во время изучения языка обычно учат сразу обе формы (кроме детей, еще не владеющих письменной речью и обучающихся по методике “усвоение английского языка как родного” — Show and Tell etc...
15 03 2024 18:43:19
#1 Use commercials Рекламные ролики – это отличный вариант, чтобы заставить студентов строить догадки о теме урока и начать обсуждение на английском...
14 03 2024 7:58:31
Отличный способ развеять своих студентов – это урок английского в реальной обстановке...
13 03 2024 0:56:13
Все мы хотим, чтобы они сдавали на 100 баллов, но если к вам приходит ученик еле-еле Elementary, и вы сразу ему даете тесты ЕГЭ, то толку не будет...
12 03 2024 7:48:38
Для работы над ошибками сгруппируйте проблемные темы и проpaбатывайте их по очереди...
11 03 2024 0:43:59
Моё твердое мнение, как и всех Оксфордов и Кембриджей, домашним заданиям – быть! Сегодня научимся подбирать такие задания, которые взрослые студенты будут выполнять всегда...
10 03 2024 2:36:39
#1 Телефонный разговор Главное отличие такой коммуникации от остальных – то, что вы не видите своего собеседника, поэтому проводя такую активность со студентами, посадите их спиной друг к другу...
09 03 2024 22:43:34
#1 Flipped classroom Для студентов с высокой мотивацией и уровнем выше Intermediate подойдёт обучение в стиле Flipped classroom...
08 03 2024 22:59:23