Plan like a pro: Как составить план урока по английскому языку
На последнем курсе университета я начала подpaбатывать репетитором английского языка (училась я в НГЛУ им. Добролюбова на специальности теория и методика преподавания иностранных языков и культур). Но мои уроки не казались мне настолько успешными, насколько могли бы быть, и четкого ответа, почему так происходит, у меня не было.
После окончания института я начала работать в языковой школе, где стала намного больше времени уделять методике и впервые задумалась о важности планирования. Тогда я поняла, что тем самым secret ingredient, необходимым для успешного урока является lesson plan.
Теперь я точно могу ответить на вопрос, зачем планировать урок:
- Урок приобретает целостность. Этого своего рода путешествие из пункта А в пункт Б. Без плана вас будет метать из стороны в сторону, будто вы находитесь на корабле в открытом море во время шторма, а студенты будут задаваться вопросом «Что это было?»
- Контроль над уроком. Вы знаете с чего начать, как перейти от одной активности к другой, какие возможные вопросы могут возникнуть у учеников, что делать, если вы закончите раньше и т.д.
Перед планированием урока имеет смысл разработать template, шаблон, визуально удобный для вас (таким шаблоном пользуюсь я), который будет включать все элементы урока нужные вам.
В шапку шаблона включите такие элементы:
- Дата
- Продолжительность урока
- Имя ученика/номер группы + уровень
- Тема урока
- Цель урока
- Материалы, которые будут использоваться (учебник, дополнительные материалы, карточки с вопросами, фотографии и т.д.)
В основной части укажите:
- Вступление
- Основная часть
- Заключение
- Домашняя работа
- Комментарии
Такая форма поможет вам при планировании урока не забыть ничего.
Этапы работы над планом урока
Цель
Первый шаг — определение цели урока. Цель – это всегда ответ на вопрос «С какими новыми знаниями мои студенты уйдут с урока?» Так урок приобретает смысл, а все его элементы привязываются к одной цели.
Вводная часть
Определив цель, можно приступать к вводной части урока — warm up. Она служит для того, чтобы разговорить студентов, пробудить в них интерес, заинтриговать и плавно подвести к теме урока.
В качестве речевой разминки выбирайте разговорные упражнения, в которых ученикам нужно поделиться мнением, что-то объяснить, описать, рассказать и т.д.
Что важно помнить:
- Оптимальное время разминки — 5-10минут
- Разнообразие — каждый урок должна быть разная разминка, поэтому старайтесь не начинать все уроки одинково с обыденного «How are you?»
Основная часть
Ключевая составляющая урока, которая направлена на презентацию и отработку нового материала.
Наполнение основной части должно быть напрямую связано с целью урока – тогда каждое задание приобретает смысл. Помните, тут главное не количество заданий, а их качество. Несмотря на разнообразие материалов, книг, учебников и activities, важно дозировать задания и выжимать максимум из того, что вы даете своим ученикам.
Второе о чем нужно помнить – это разнообразие заданий. Вне зависимости от того, с кем вы работаете, с детьми или взрослыми, важно делать урок максимально разнообразным, чтобы поддерживать уровень заинтересованности и вовлеченности учеников.
Чередуйте заполнение пропусков с карточками, задание в парах с заданиями в группах, перемещайте студентов, дайте им возможность писать на доске вместо вас, создайте динамичную и стимулирующую для обучения атмосферу.
Заключение
Финальной части урока уделите 5-10 минут. Не планируйте ничего нового, не вводите новую грамматику или лексику. К этому моменту студенты (каким бы интересным ни был урок) уже подустали.
Это идеальное время, чтобы немножко поиграть, подвести итоги урока, дать домашнее задание и ответить на финальные вопросы, которые остались у студентов.
8 лайфхаков для планирования урока вашей мечты:
# 1. Укажите приблизительное количество времени, которое уйдет на выполнение каждого задания.
# 2. Продумайте и запишите в плане, как вы будете презентовать студентам правила выполнения заданий. Объяснение должно быть четким, емким и понятным.
# 3. Запишите, какие вопросы/ трудности могут возникнуть у студентов. Продумайте, как их можно было бы решить
# 4. Подумайте и запишите, как вы будете переходить от выполнения одного задания к другому. Переход должен быть плавным и логичным.
# 5. Напротив каждого задания укажите источник — страницу и номер упражнения в учебнике; если же речь идет о дополнительных материалах, укажите порядковый номер задания, например, activity 1)
# 6. Всегда держите план под рукой.
# 7. Подготовьте дополнительное задание на случай, если урок закончится раньше.
# 8. После урока проанализируйте свой план и отметьте, какие задания сработали, а какие нет. Подумайте, как можно избежать подобных проблем в будущем.
Планировать урок нужно и очень важно! В начале карьеры преподавателя планирование урока может занимать много времени, а сами планы выходят очень подробными. В этом нет ничего плохого, наоборот — если вы только начинаете, записывайте все! Со временем планирование урока также как и его наполнение будут даваться намного быстрее.
И напоследок еще один (не)полезный лайфхак =)
Еще:
-1 ::