Без права на ошибку: Ирина Ботнарь о карьере преподавателя, своем бизнесе и воле случая >
+7(977)9328978     


Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Без права на ошибку: Ирина Ботнарь о карьере преподавателя, своем бизнесе и воле случая

Без права на ошибку: Ирина Ботнарь о карьере преподавателя, своем бизнесе и воле случая


В рубрике «Личности» мы рассказываем об учителях английского, которые многого добились в профессии. #6pch поговорил с Ириной Ботнарь – основательницей сообщества «We teach English», а также самой известной ESL Teacher Trainer в русскоязычном медиапрострaнcтве. 

 О старте карьеры

Почему вы стали преподавателем английского языка? Как пришли именно в эту профессию?

Наверное, многие думают, что я с детства увлекалась английским языком, очень его любила всю жизнь и с детства мечтала стать преподавателем. Но это была случайность. Когда в 11 классе пришло время выбирать профессию, мама просто спросила меня: «Ну и что будем делать?», — я предсказуемо ответила: «Не знаю». В это время рядом сидела соседка, которая сказала: «А может туда, куда и моя Олька?» Олька училась на инязе на переводчика. Так и было принято решение.

Так что мне просто повезло.

Не могу сказать, что у меня были колоссальные способности к языку. Было сложно воспринимать язык на слух и говорить.

По поводу английского языка. Я не могу сказать, что я до умопомрачения люблю английский. Я его люблю, но спокойно. Вот что меня реально прет, это сам процесс преподавания, обучения, работа с людьми, психология. Это то, что привело меня в профессию.

Я вообще считаю так: чтобы быть преподавателем, недостаточно любить английский. Можно любить язык, прекрасно на нем говорить, быть шикарным переводчиком, при этом никаким преподавателем. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить сам процесс преподавания. А предмет познается и придет в процессе. Так случилось и у меня.

Я с ужасом вспоминаю, что делала на своем первом уроке, но ученикам нравилось.

Как я уже сказала, я попала на иняз на переводчика. Мне было жутко трудно учиться, потому что я начала учить английский буквально перед поступлением. Не могу сказать, что у меня были колоссальные способности к языку. Было сложно воспринимать язык на слух и говорить. Поэтому я много трудилась, чтобы выучить язык. И в итоге закончила ВУЗ с отличием.

 С чего вы начали карьеру? Какой был первый шаг?

На пpaктике на 5-м курсе завкафедры предложила мне временно заменить преподавателя. Я с ужасом вспоминаю, что я делала на своем первом уроке, но ученикам нравилось (смеется). Я делала, то, что сейчас, к сожалению, делается во многих школах. Это надиктовывание правил, потом выполнение упражнений и все в таком русле.

Когда я закончила институт, мне предложили остаться там работать. 5 лет я была там преподавателем иностранных языков – английского и немецкого. Я обожала своих студентов, работу, но я не знала, что может быть лучше.

Ну а переводческая деятельность мне никогда не нравилась. Там же не нужно никого учить!

Потом я ушла в декрет, но ненадолго. Как только появилась возможность, я вернулась к работе – меня как раз пригласили в частную школу английского языка. Для меня это был рай – прекрасный коллектив, замечательная руководитель, благодаря которой у меня сейчас неплохо получается управлять собственной школой. Там я впервые увидела такое изобилие учебников, аудио-, видеоматериалов, всю необходимую аппаратуру. Поэтому в институт я больше не вернулась.

О собственном бизнесе

Как вы пришли к началу своего дела? В какой момент вы поняли, что готовы открыть свою школу?

Все происходило очень постепенно. Я поработала в институте, потом на курсах английского. Мне всегда нужно было что-то внедрять, что-то делать. Сначала я стала методистом, потом руководителем филиала школы – дела там шли не очень.

Вот тут начался для меня новый виток. Это была для меня такая школа… тогда я поняла, что классный преподаватель, специалист – не равно руководитель. Это абсолютно другая профессия. И тогда я погрузилась в эту сферу, потому что обучать меня было некому.

У меня была хорошая работа, достойная зарплата, и я поняла, что попала в болото. Мне все понятно, легко и просто — для меня это равно cмepти.

Это были незабываемые 3 года моей работы. Тогда я поняла, что люди не любят перемены, и когда кто-то вторгается в их жизнь с новыми идеями, не стоит ждать, что все будут тебе аплодировать. Быть руководителем – это всегда кому-то нравится, кому-то нет, это всегда сопротивление от других людей. Руководить людьми – не значит быть им другом.

Я добилась поставленной задачи. Пошел приток клиентов, школа заработала на полную мощность.

Но мне стало скучно. У меня была хорошая работа, достойная зарплата, и я поняла, что попала в болото. Мне все понятно, легко и просто — для меня это равно cмepти. У меня началась хандра. И когда я проанализировала все это, я поняла, что мне нужно вытеснить себя из зоны комфорта.

Большим челленджем было то, что у меня не было права на ошибку и не было времени на раскачку. Я одна воспитывала ребенка – мне нужно было заpaбатывать здесь и сейчас. Это очень щекотало нервы.

Я не придумала ничего лучше, кроме как поменять страну. Тогда я жила в Молдавии и решила переехать в Одессу. Здесь у меня жила сестра. Я написала CV, приняла предложение самой передовой на тот момент школы, переехала и начала работать.

Там я проработала год и поняла, что низко летаю. Один раз побывав генералом, ты уже не сможешь быть солдатом. Наверное, это и был тот самый момент.

Каждый вечер после работы я записывала идеи, делала расчеты, и в итоге нашла помещение и открыла школу. Я начинала работать одна, а потом все закрутилось.

Какой был ваш стартовый капитал?

Мне потребовалась тогда ровно $1000. Эту сумму я потратила на аренду помещения, базовую мебель, маркерную доску и принтер. Компьютер я принесла из дома.

Большим челленджем было то, что у меня не было права на ошибку и не было времени на раскачку. Я одна воспитывала ребенка – мне нужно было заpaбатывать здесь и сейчас. Это очень щекотало нервы. Я боялась конкуренции, но сейчас понимаю, что это все чистой воды таpaканы в голове. Внутренние ограничения, которые мы сами себе придумываем.

Я люблю нанимать на работу троечников, хорошистов. Это классные преподаватели, трудяги, которые отдаются делу, стараются.

Сейчас у меня есть проект English School Owner, где я помогаю учителям открыть свою языковую школу.

Меня часто спрашивают, не боюсь ли я конкурентов, ведь по сути сама себе их выращиваю. Я всегда говорю, что в этом мире все в огромном изобилии и всем хватит. За счет того, что обмениваемся опытом, мы становимся сильнее, но это не значит, что мы уводим друг у друга клиентов. В мире достаточно и денег, и клиентов, и тем более работы.

О профессии преподавателя

Каких учителей вы нанимаете на работу в свою школу?

Могу по секрету сказать, что далеко не отличники становятся самыми лучшими преподавателями. Отличникам нужно в науку. А самые лучшие пpaктики – это хорошисты. Им не давалось все с легкостью, им приходилось прикладывать больше усилий. За счет этого они потом лучше понимают своих учеников, более терпеливы.

А гениальные люди, которым все легко дается, удивляются: «Ну как ты не понимаешь, это же элементарно!»

Поэтому я люблю нанимать на работу троечников, хорошистов. Это классные преподаватели, трудяги, которые отдаются делу, стараются.

Какие рекомендации можете дать тем, кто только начинает карьеру преподавателя английского?

Главное вот что: если вы будете кормить своих учеников только знаниями – вы далеко не уедете. Людям нужны эмоции.

Вы делаете большую ставку на профессию преподавателя английского. Как вы считаете, какой у нее потенциал?

Моя миссия – это изменить стереотипное представление о нашей профессии.

Вот у меня учатся подростки, они выбирают себе профессию и очень хотят пойти учиться на иняз, чтобы потом работать учителями. Но родители их отговаривают, мол, ты что, это сплошной стресс, это безденежная профессия, это всю жизнь работать на таблетки.

Я хочу, чтобы преподаватели поняли, что наша профессия очень достойная и она может быть денежной. Это не только нервотрепка, это может быть интересно, прибыльно, увлекательно, и при этом можно оставаться здоровым, счастливым человеком, а не загнанной лошадью.

Главное — правильно организовать себя, убрать все ограничения и полюбить себя в этой профессии. Ну и самостоятельно создать условия, которые нужны тебе для работы.

О проекте We teach English

Группа «We teach English» является самым популярным сообществом для преподавателей английского языка в русскоязычном интернете. Сейчас в нем 25 тысяч подписчиков. Как вам пришла идея создать это сообщество?

Я тогда пыталась найти интересные группы, но они были ни о чем. Хорошего контента нигде не было. И у меня, понятное дело, не было четкого понимания, что я сейчас создам подобную группу.

Я создала ее для своих же преподавателей. У меня были интересные мысли, игры, задания, но мы не успевали всем этим делиться. Я сделала группу, мы все туда добавились и стали обмениваться информацией.

Потом я добавила в группу своих коллег с прошлых мест работы. И группа просто начала разрастаться. Я не использовала ни продвижение, ни рекламу. Мы просто стали показывать, все, что делали сами, и это привлекало пользователей.

Даже когда человек берет мою идею все равно он туда вкладывает себя и получается что-то новое. Я считаю, что дело в личности и харизматичности.

Очевидно, я попала в пустующую нишу. На тот момент не было подобных групп, может учителям не хотелось ничем делиться, не знаю.

Потом я заметила, что у меня появились последователи. И я горжусь этим! Эти люди тоже учатся у меня. Я видела, что многие пытаются делать то же самое, но не у всех получается. Мне иногда говорят, мол, ну они же воруют ваши идеи! Я говорю так – в этом мире нет ничего нового. Даже когда человек берет мою идею, все равно он туда вкладывает себя и получается что-то новое. Я считаю, что дело в личности и харизматичности. Эмоции, опять же!

О текущей занятости

Вы владеете школой английского языка, преподаете сами, проводите вебинары, ведете соцсети, YouTube-канал и т.д. Все это – ваша работа. Сколько вы работаете?

Я могу ответить по-разному. Я работаю 24 часа в сутки или я вообще не работаю, потому что занимаюсь любимым делом.

Как я все успеваю? Я просто никуда не спешу.

Я веду групповые занятия, руковожу школой, занимаюсь соцсетями сама, веду трaнcляции. Также у меня есть свой сайт – площадка, где люди обучаются. 2 раза в год я провожу мастер-группы – это закрытое сообщество примерно на 250 человек, где я обучаю методике преподавания и показываю, как я работаю.

Я стараюсь поддерживать преподавателей во всех направлениях – в методике, в бизнесе и даже чисто по-человечески.

Настал ли момент, когда вы поняли, что реализовались как профессионал на 100%? 

Нет конечно! Вы что!

А что дальше? Какие у вас планы?

 Сейчас у меня больше вектор в методику, потому что здесь у меня больше влияния и от меня больше пользы. Уйти чисто в бизнес – значит уйти от преподавания.

А предпринимательство нравится мне не так сильно, как работа с преподавателями.

Здоровое поколение может быть только от здоровых, счастливых преподавателей, которые любят свою профессию, а не преподают, потому что других перспектив не видят.

Преподаватели выходят из институтов, абсолютно не понимая, что делать. Они не готовы к работе. Из-за этого многие не выдерживают и уходят, хотя возможно они просто не знали, как можно и нужно работать. Я хочу поддерживать их.

Плюс, мне хочется, чтобы качество обучения у нас было лучше, чтобы наше дети получали больше. Потому что здоровое поколение может быть только от здоровых, счастливых преподавателей, которые любят свою профессию, а не преподают, потому что других перспектив не видят.

Также я начинаю заниматься методикой онлайн. Я помогаю другим школам ставить методическую базу. Плюс я хочу больше работать офлайн, проводить какие-то мероприятия. Мне хочется, чтобы у каждого преподавателя была возможность получить поддержку, ответы на вопросы, повысить квалификацию и решить реальные проблемы.

А вообще я не знаю, что будет дальше. Сегодня я могу сказать одно, а завтра совсем другое.

О вдохновении

Вы – пример для подражания для многих учителей. А какие люди являются источником профессионального вдохновения для вас?

Я всегда стараюсь мониторить людей в сети. Когда я нахожу кого-то интересного, я сразу прилипаю к экрану и начинаю питаться идеями.

Например, Ирина Хакамада мне очень нравится, Радислав Гандапас – он столько мне дал всего. Я его смотрю, учусь у него еще с того времени, как работала в Кишеневе методистом.

Люди бизнеса мне интересны. Алекс Яновский, Аяз Шабутдинов — потрясающий мальчик, с удовольствием его слушаю. Они все очень разные, все в своей области специалисты. Я пропускаю через себя очень многих людей.

Как я вижу себя на данном этапе – я не реализовалась до конца, и не дай бог наступит такой момент. В жизни каждого человека есть кто-то, на кого мы равняемся, кто идет впереди нас, и есть те, кто учится у нас. И вот я где-то между – кто-то ведет меня, кого-то я. Надеюсь, так будет всегда!

Проекты Ирины Ботнарь:

Сообщество Вконтакте

Сообщество в Facebook

Языковая школа My English School

YouTube-канал



Еще:
-1 ::