Сдать и выжить: Ирина Агeйкина — честно о ЕГЭ >
+7(977)9328978     


Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Сдать и выжить: Ирина Агeйкина — честно о ЕГЭ

Сдать и выжить: Ирина Агeйкина — честно о ЕГЭ


В рубрике «Мнение» мы публикуем авторские статьи и интервью, в которых учителя делятся опытом и высказывают свою точку зрения на разные вопросы и проблемы преподавания.

#6pch поговорил с Ириной Агeйкиной — преподавателем английского, Teacher Trainer и автором сообщества «Сдать ЕГЭ по английскому и выжить» — о подготовке к экзамену, ЕГЭ для учителей и том, чего не хватает ЕГЭ, чтобы стать действительно классным экзаменом.

О подготовке к ЕГЭ

Какие советы вы можете дать учителям, которые готовят учеников к ЕГЭ?

Первое – нужно ученика протестировать, посмотреть на его потребности и понять, что вы хотите получить в конце. Все мы хотим, чтобы они сдавали на 100 баллов, но если к вам приходит ученик еле-еле Elementary, и вы сразу ему даете тесты ЕГЭ, то толку не будет. На 100 баллов он не сдаст, и самое главное, – возможно, эти 100 баллов ему и не нужны. Может ему 75 хватит, он пойдет на коммерческое поступит и все.

У всех учителей есть невроз, а вдруг ученик получит мало баллов. Но если к вам приходит ученик, который едва читает, а вы его вытягиваете на 50-60 баллов, — это отличный результат. Им стоит гордиться!

Так что второй совет – успокоиться и не мучить ни себя, ни детей.

Дети чувствуют ваше волнение и начинают волноваться вместе с вами. Так что ищите способы помочь себе: медитации, письменные пpaктики, спорт – найдите то, что вам подходит. Научитесь себе помогать, тогда и дети станут спокойнее. Ваши собственные в том числе.

Важно помнить, что на экзамене есть и косвенные факторы: сколько выпускник спал накануне, как он справляется со стрессом и т.д. Учитель может повлиять на это совсем немного.

Если у ученика кроме вас еще 150 репетиторов, не давайте ему домашку, которую он будет делать всю ночь. Некоторым лучше вместо этого погулять на свежем воздухе и насытить мозг кислородом – толку больше будет.

И потом, у нас в мозгу есть такая штука как зеркальные нейроны. Из-за них мы неосознанно считываем состояние другого человека. Дети чувствуют ваше волнение и начинают волноваться вместе с вами. Так что ищите способы помочь себе: медитации, письменные пpaктики, спорт – найдите то, что вам подходит. Научитесь себе помогать, тогда и дети станут спокойнее. Ваши собственные в том числе 😉

То, что я сейчас говорю, не имеет отношения к методике. Но начать нужно с базовых вещей, тогда силы появятся и чтобы методику освоить, и чтобы детей успокоить.

Для успешной сдачи ЕГЭ ученик должен иметь уровень от B1. Может ли ученик достичь такого уровня на школьной программе без дополнительных занятий?

Это все средняя температура по больнице. Есть московские гимназии, где учитель понимает, что детям сдавать ЕГЭ, и начинает готовить их еще с 5-го класса, а есть сельская школа, где учитель меняется каждые полгода, и там вообще не до этого – выживать надо, детей кормить.

При этом я не имею ввиду, что в Москве, Санкт-Петербурге — круто, а в регионах плохо готовят. Нет. Даже в Москве есть учителя, которые до сих пор учат по учебникам, по которым еще я училась.

Для подготовки к ЕГЭ нужны пособия, написанные по коммуникативной методике. А не Кузовлев, извините. А у нас что происходит? В школьную библиотеку завезли современные пособия, а учителя все равно не могут ими пользоваться, потому что Министерство образования что-то такое написало на обложке, что их нельзя использовать с таким количеством часов.

И вообще, как дядька из высокого кабинета может решить, что нужно этим конкретным детям? Только учитель может оценить их потребности и выбрать соответствующие учебники. Вот и получается абсурдная ситуация, когда в магазине полки ломятся от современных учебников, а в школе дети учатся по книгам 20-летней давности.

Реальная пpaктика показывает, что, как правило, все идут к репетитору. И у школьных учителей тоже есть такое представление, что подготовка к ЕГЭ – это у репетитора.

О том, как сделать ЕГЭ лучше

Какое у вас отношение к ЕГЭ? На ваш взгляд, позволяет ли ЕГЭ по английскому языку объективно оценить знания учеников?

Смотря с чем сравнивать. Если сравнивать с экзаменом, который сдавала я, когда поступала, то я двумя руками за ЕГЭ. Сама идея мне нравится. ЕГЭ проверяет все базовые навыки — listening, reading, speaking и writing. Оценка складывается из баллов за каждый из 4 разделов – то есть более или менее объективную картину мы получаем.

Другое дело, если сравнивать ЕГЭ с международными экзаменами. Надо понимать, что ЕГЭ был списан с FCE, но списывали троечники. В результате у нас получился очень формализованный экзамен.

Например, в устной части есть 2 задания с картинками. По условиям задачи нужно описать фотографию из фотоальбома. Это совершенно не коррелирует с тем опытом, который есть у наших выпускников — поколение Инстаграма уже ни про какие альбомы не знает. Когда я их этому учу, я всегда думаю, а как они это полезное знание будут потом в жизни применять?

Есть жесткие требования к тому, какой должен быть ответ в устной части, каким должно быть эссе. Проверяющим так удобнее. Никто не думает о том, зачем детям, которые никогда не были на почте, знать, как пишется адрес.

По поводу объективности оценки. Опять же, в сравнении с тем экзаменом, который когда-то сдавала я, ЕГЭ дает более объективную оценку. Если же сравнивать с международными экзаменами, — конечно, менее.

ЕГЭ – это экзамен, рассчитанный на середнячков. Если у ученика крепкий Intermediate, у него есть шанс получить от 80 до 90 баллов. Проблемы начинаются, когда у ученика уровень выше В2, ведь, чтобы получить 100 баллов, в работе не должно быть ни одной ошибки. Ни одной. Ну представьте, у вас достаточно сложный тест, вы волнуетесь, вам мешает шум за окном, все отвлекает, а вам нужно сделать идеально. Многие на это способны?

На международных экзаменах, если вы показываете хороший словарный запас, сложную грамматику, знание идиом, вам ставят балл выше, несмотря на ошибки. На ЕГЭ такого нет. Получается, что дети, у которых В2 оказываются в равных условиях с теми, у кого В1. За ошибки им баллы снимают, а за высокий уровень языка оценку не повышают. Отсюда и необъективность.

Не кажется ли вам экзамен слишком клишированным?

Да, клишированность есть. Но это относится к письму и к устной части.

Думаю, это связано с тем, что так удобнее проверять. Письмо и устная часть написаны не для выпускников, а для тех, кто проверяет. Чтобы проверяющий мог открыть работу, посмотреть, что адрес в правом верхнем углу, дальше — отступ, подпись в правильном месте, значит, можно поставить хороший балл за оформление.

Шаблон есть; есть жесткие требования к тому, какой должен быть ответ в устной части, каким должно быть эссе. Проверяющим так удобнее. Но никто не думает о том, зачем детям, которые никогда не были на почте, знать, как пишется адрес.

С другой стороны, если смотреть с точки зрения студентов низкого уровня, то им намного проще взять выучить это клише, по нему пару слов сказать и получить свой высокий балл за устную часть, например. Поэтому, опять же, экзамен сильно нивелирует разницу между студентом с высоким уровнем и с учеником с минимальными знаниями, который хорошо выучил клише.

Это относится к устной части ЕГЭ и к письму. За тестовую часть студент с низким уровнем высокий балл не получит.

Как вы считаете, что нужно улучшить в ЕГЭ в первую очередь?

Во-первых, начать публиковать задания прошлого года с ключами. Учителя должны иметь доступ к этой информации. Раз в год публикуется демоверсия — задания вроде бы похожи на прошлогодние, но не очень. Некоторые же не меняются из года в год. Текст про driverless cars я уже наизусть помню. Почему его нельзя поменять?

Мы знаем о том, что было на экзамене прошлого года, только по рассказам выпускников. Каждый раз, когда у меня с экзамена выходит ученик, я выспрашиваю, что там было. Но ученик, который только что 3 часа писал экзамен, в лучшем случае помнит тему эссе. Так что мы никогда точно не знаем, что было в тестовой части.

То есть первое, что нужно – это прозрачность.

Второе – критерии оценки. С этим на ЕГЭ есть большая проблема.

Есть критерии оценки для устной и письменной части. Это закон. Теоретически эксперты должны проверять так, как там написано. Но как этот закон тpaктовать каждая комиссия решает по-своему. Многое зависит от адекватности председателя комиссии. Для экспертов проводят установочные семинары и, по словам коллег, учителя, которые находятся на семинаре в соседней комнате, могут получать совсем другие установки. А экзамен у нас вроде как Единый.

В документах, к которым имеют доступ учителя и выпускники, сказано одно. Руководство ФИПИ говорит другое. А люди на местах делают третье. Как учитель может это выпускникам объяснить? У тебя тут много ошибок, но оценку не снизят, а может и снизят – как председатель комиссии решит.

В документах сказано: если выпускник сделал определенное количество ошибок, выставляем 0 баллов. Но есть негласная договоренность, что все же не выставляем. Я недавно выкладывала вебинар Марии Вербицкой (руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по иностранным языкам – прим. ред.) 2016 года, где она говорит, что теперь мы будем ставить 0 баллов за лексику. Я спрашивала экспертов, которые проверяли работы в прошлом году, ставили ли они 0 баллов за лексику – они говорят: «Нет!».

Понимаете, какая ситуация складывается? В документах, к которым имеют доступ учителя и выпускники, сказано одно. Руководство ФИПИ говорит другое. А люди на местах делают третье. Как учитель может это выпускникам объяснить? У тебя тут много ошибок, но оценку не снизят, а может и снизят – как председатель комиссии решит.

Я преклоняюсь перед учителями, которые работают в комиссиях. Во-первых, это адский труд. Во-вторых, среди них очень много разумных людей, которые на свой страх и риск не выполняют указания, присыланные сверху. Когда приходят какие-то абсолютно безумные требования, некоторые комиссии на своем региональном говорят: «Мы так делать не будем», — и принимают решения в пользу здравого смысла.

Обязательное ЕГЭ по английскому и ЕГЭ для учителей

Сейчас повсеместно вводят ЕГЭ для учителей. Что скажете по этому поводу?

Это нововведение, пока что локальное. В Москве учителя уже сдают ЕГЭ, и они в ужасе, на самом деле.

До того, как я начала вести курс для школьных учителей, мне казалось, что это здорово. Учителя смогут понять, через что проходят их ученики. Я сама к третьему международному экзамену готовлюсь, чтобы лучше разобраться. А у них есть возможность бесплатно сдать. Классно!

Но, как часто у нас бывает, идея классная, а воплощение – не очень. Учитель сдает ЕГЭ, а потом вся школа знает, какие у вас результаты. Их публикуют на сайтах, показывают родителям. Конечно, учителя боятся.

У них колоссальная нагрузка, готовиться к ЕГЭ некогда. И давайте честно признаем — у нас есть учителя, у которых уровень ниже Intermediate и им нужно очень много усилий приложить, чтобы сдать экзамен хорошо.

В 2022 году ЕГЭ по английскому языку обещают сделать обязательным. Как вы думаете, как это отразится на учителях и учениках?

Да, обещают. Говорят, что будет деление на профиль и базу, как сейчас по математике. Меня это печалит, так как никакой детальной проработки не будет, это просто свалится на плечи школьных учителей, у которых и так работы полно. А потом их на педсовете будут отчитывать, мол, почему ваши дети так плохо сдают ЕГЭ, наверное, вы их плохо учите.

Мы думаем, что если в этого несчастного школьника до конца 11 класса все знания не запихнуть, больше он учиться не сможет никогда.

Мне не нравится идея обязательных экзаменов в принципе. Я считаю, что и язык, и математику нужно выбирать. У нас почему-то считается, что должна быть обязательная «база». Пусть так, но дайте человеку в 16 лет самому решить, что будет в его «базе».

Мы думаем, что если в этого несчастного школьника до конца 11 класса все знания не запихнуть, больше он учиться не сможет никогда. Это не так. Уже сейчас понятно, что в 21 веке люди будут продолжать учиться до старости. Какие-то профессии будут исчезать, какие-то появляться. Нужно уметь соответствовать. Если человек не выучил язык в школе, это не значит, что у него нет шансов сделать это позже.

Проверка работ и апелляция

Кто и как проверяет экзаменационные работы?

Три раздела ЕГЭ – это тесты, их проверяет компьютер. ЕГЭ часто ругают именно за тесты, мол, можно просто угадать ответы. Мне вот хочется таким людям просто дать тесты и сказать идите угадайте, если ничего не знаете. Элемент удачи есть, но он минимальный.

Есть еще устная часть и письмо – эту часть проверяет эксперт ЕГЭ. Эксперт ЕГЭ – школьный учитель, который прошел специальную подготовку.

Есть ли у вас опыт подачи апелляции по результатам ЕГЭ? Расскажите, насколько реально ученику вернуть себе баллы.

Тестовую часть нельзя апеллировать. Правда, у меня ученица апеллировала, и мы даже отвоевали 1 балл. Там явно была ошибка в тесте при составлении. Но формально это невозможно. Тестовую часть мы не видим, видим только оценку.

Можно апеллировать на письмо, эссе и устную часть. Но, опять же, проблема в том, что мы не видим, за что именно был снят балл. Плюс вы не видите задания – а ответ во многом зависит от формулировки.

Представители экзаменационной комиссии говорят, что они «торгуются»: мол, вот по этому критерию мы тебе добавим балл, а тут у тебя ошибка, поэтому снимем. Оценка останется прежней.

Если я вижу, что есть за что зацепиться, я учеников всегда гоню на апелляцию. Мне кажется, это полезный жизненный опыт, который стоит получить. Но это реально сложно. Во-первых, мы не понимаем, какие исходные данные, за что сняли баллы. Во-вторых, выпускнику приходится иметь дело со взрослыми, которые не всегда дружелюбно настроены. Иногда школьнику просто говорят, что он идиот и разворачивают обратно.

Также есть риск, что баллы могут снять, а не добавить. Правда, обычно представители экзаменационной комиссии говорят, что они «торгуются»: мол, вот по этому критерию мы тебе добавим балл, а тут у тебя ошибка, поэтому снимем. Оценка останется прежней.

О каких важных изменениях в ЕГЭ по английскому в 2018 году важно знать учителю?

ЕГЭ по английскому меняется, но не так часто, как об этом говорят. Самое серьезное изменение было в 2015, когда ввели устную часть, и в 2016 – когда изменили формулировки некоторых заданий.

В этом году немного поменяли критерии оценки для письменной части. На мой взгляд, в лучшую сторону. Раньше там была формулировка «допускается 2-3 негрубые ошибки». Что такое негрубая ошибка? Для кого-то артикль — это грубая ошибка, потому что их учат с 5 класса, и к 11 это пора бы уже знать. Для другого эксперта — это негрубая ошибка, так как артикль для носителей русского языка — это сложная тема. Мария Вербицкая говорит, что учителя должны «позвоночником чувствовать», какая ошибка грубая, а какая нет. Но позвоночники-то у всех разные. Сейчас слово «грубая» убрали, и теперь там указано определенное количество ошибок, которые можно допустить.

В устной части есть изменение, которое нигде не почему-то не отражено. В задании 4, где нужно сравнить картинки, раньше была одна формулировка: «What would you prefer?”, — а сейчас там может быть «What did you prefer when you were child?”

Сдать ЕГЭ по английскому и выжить

Ваша группа посвящена подготовке к ЕГЭ. Почему вы решили сосредоточиться именно на этой теме?

Я брала детей 7-8 класса и надеялась, что мне с ЕГЭ не придется иметь дело. Дети стали подрастать, хотели готовиться к экзаменам, а я пыталась отправить их к другому преподавателю. Страшно ведь! Кто их знает, как они сдадут? Кто знает, правильно ли я готовлю?

Тогда не было ни пособий хороших, ни курсов. В общем, ученики остались готовиться. Мы боялись вместе. К счастью, у меня были сильные девчонки – все получали высокие баллы. С 2015 года я каждый год выпускаю одно поколение за другим.

Летом 2017 года я начала вести блог — уже был опыт и знания, которыми хотелось делиться. Проект начинался, как группа для выпускников, потом начали приходить и учителя.

В интернете полно информации о ЕГЭ. Но как разобраться, насколько она актуальна? Разные источники друг другу противоречат, поди разберись, кто прав. Даже авторам пособий не всегда можно доверять — то, что они пишут может соответствовать требованиям международных экзаменов, но не ЕГЭ. Или информация устарела, а книгу все равно переиздали. Я сама была в такой же ситуации несколько лет назад, поэтому хорошо понимаю коллег, которые в ужасе от обилия недостоверной информации.

Миссия моего проекта, простите за пафос, – рассказать о ЕГЭ честно. Если мы будем сидеть и гордится, какие мы профессионалы, каким уникальным опытом и знанием обладаем, мы всегда будем иметь тот экзамен, который есть сейчас. Если будем честно говорить о проблемах, есть надежда, что станет лучше. И я хочу, чтобы стало лучше

Также есть мнение, что эксперт ЕГЭ – это носитель уникального знания, и это знание нельзя получить в открытых источниках. Отчасти это так, к сожалению. Есть семинары для экспертов, курсы, на которые нельзя попасть, если вы не работаете в школе.

Я поняла, что нужна площадка, где люди смогут общаться и делиться информацией, смогут задать вопрос или попросить помощи. Делиться очень важно. Важно рассказывать, что происходит в каждом конкретном регионе, в каждой школе и в каждой комиссии – тогда мы сможем увидеть общую картину, оценить ее и понять, что делать.

Миссия моего проекта, простите за пафос, – рассказать о ЕГЭ честно. Если мы будем сидеть и гордится, какие мы профессионалы, каким уникальным опытом и знанием обладаем, мы всегда будем иметь тот экзамен, который есть сейчас. Если будем честно говорить о проблемах, есть надежда, что станет лучше. И я хочу, чтобы стало лучше.



Еще:
-1 ::