Must read: Обзор книг по методике для учителей английского
Если вы до сих пор не всегда понимаете, что происходит у вас в классе, однозначно пора взяться за методику. Первый шаг — выбор классного пособия, которое поможет разложить все знания по полочкам.
Ну а если серьезно, то обзор на методические пособия для учителей английского поможет вам сделать правильный выбор и найти книгу, которая действительно поможет вам прокачать профессиональные скиллы.
How to teach English
by Jeremy Harmer
Что это? Пpaктическое пособие, едва ли не всеми признанная Библия для преподавателей английского, как второго иностранного.
Для кого? Книга рассчитана на молодых специалистов, которые находятся в начале преподавательского пути и еще не успели набить себе шишек на пpaктике. В ней подробно рассказано, что такое преподавание и как это вообще работает.
Важно учесть, что книга нацелена на преподавателей, работающих только со взрослыми учениками. Так что если после проведенного урока в вашей голове до сих пор крутится мелодия “Old McDonald had a farm”, то стоит обратить внимание на другие пособия с пометкой “young learners”.
О чём? Эта книга о том, как преподавать английский в ESL классе.
Сама по себе книга небольшая, главы написаны достаточно ёмко — всего их 13. Тут вы найдете информацию самого разного толка: как быть хорошим преподавателем, развиваться и заниматься самообразованием, как важно всегда иметь планы уроков; как стоять, что говорить, как понять, что урок провалился, как преподносить задания и обучать различным навыкам.
В книге описаны даже разные конфузы на уроках, к которым могут быть не готовы нежные и неокрепшие тичеры, еще не знавшие вкуса корвалола. Например, у вас в классе появился социопат, который напрочь отказывается сотрудничать (спойлер: придется проводить тяжелую работу и всячески “ломать его” с помощью креативных подходов и упражнений и напоминаниями о том “зачем мы все здесь сегодня собрались”). Еще из плюсов: после каждой главы идет перечень выводов, что помогает отслеживать свой прогресс и систематизировать прочитанное.
Кроме теоретической части около 30% книги выделено под тесты по всем главам на проверку усвоенного материала. Правда меня удивило, что в тестах нет ключей и, чтобы понять, где вы были неправы, придется перечитывать отдельные главы.
Эта книга — такое себе введение в “преподавание для чайников” для тех, кому хочется начать преподавать, но у них лапки. Дает ёмкое описание самых важных навыков и умений преподавателя — ту информацию, которую вы должны знать по умолчанию, но, возможно, проспали на лекциях.
Оценка. В целом книга хороша, но только в качестве базы для новичков. Есть ощущение, что она “на один раз”. Для преподавателей с пpaктикой и опытом она не
откроет ничего нового и, откровенно говоря, будет скучным чтивом. Новички будут рады, что прочли её, опытные будут рады, что закончили её читать, потому моя оценка 3+ из 5.
Teaching English as a Foreign or Second Language: A Teacher Self-
Development and Methodology Guide
by Jerry G. Gebhard
Что это? Название говорит само за себя — это гид и помощник по методике для учителей английского. Книга заработала немало лестных отзывов от публики, чем и привлекла моё внимание. Заслуженно ли? Давайте посмотрим вместе.
Для кого? Эта книга, как и предыдущая, больше нацелена на молодых преподавателей без большого опыта работы и совсем новичков в этой сфере. Она для тех, кто стремится продолжать профессиональный рост, развивать свой потенциал, хочет освежить память и улучшить навыки, но находится лишь в начале пути. Преподавателей со стажем в книге заинтересуют ссылки на дополнительные материалы и ресурсы для самообразования.
О чём? Обо всём, что нужно знать начинающему преподавателю — о пресловутом
саморазвитии и его важности, о мотивации, о принципах преподавания, об использовании различных материалов в классе и управлении студентами, о тонкостях обучения всем языковым навыкам и о культурных различиях.
Книга состоит из трех разделов — саморазвитие, распространенные
проблемы в преподавании и методика. В каждом представлены наглядные примеры из реальной жизни преподавателей, которые отлично иллюстрируют мысль автора.
В конце глав вы найдете примеры заданий по теме и ссылки на дополнительные ресурсы в печатных изданиях и интернете. Я считаю это одним из наибольших преимуществ этой книги. Также в каждой главе вы найдете советы по решению типичных проблем, с которыми сталкиваются преподаватели каждый день.
Оценка. Как я уже говорила выше, для опытных преподавателей здесь мало чего нового, но новичкам я очень рекомендую эту книгу. Её легко читать, стиль автора прост и немудрён, и, опять же, в книге есть дополнительные материалы! Где еще вы найдете столько актуальных упражнений и заданий, которые заточены под конкретные цели студентов?
В целом, для новичков книга будет познавательным ресурсом о теории и пpaктике, но для опытных пригодятся лишь «плюшки» в конце глав.
Мой вердикт — 4 из 5.
Learning Teaching
by Jim Scrivener
Что это? Еще один культовый гид для преподавателей английского. Многие учителя по всему миру начинали свою карьеру после прочтения этой книги. Концептуально книга очень похожа на пособие Джереми Хармера, но имеет более внушительный объем и все же другое наполнение.
Для кого? Пособие является обязательным к прочтению перед сдачей CELTA и TEFL/TESOL, соответственно, оно подходит для учителей с опытом. Книга более детально и глубоко рассматривает отдельные, особо интересные и сложные моменты преподавания с точки зрения методики.
О чём? Книга о методике, построенная на диалоге между автором и читателем, что сближает и добавляет интереса. Автор всегда задает вопросы читателю прежде чем рассказать о чем-то, таким образом побуждая нас задуматься и попытаться предсказать ответ.
Главы, которых в книге 17, прописаны очень детально и пестрят различными упражнениями и заданиями с комментариями, которые можно сразу использовать на своих уроках. Пособие содержит много графиков, таблиц и рисунков, что помогает наглядно продемонстрировать то, о чем идёт речь, — визуалы будут довольны.
В книге присутствует логическая последовательность изложения, информативные комментарии и объяснения, много дополнений с упражнениями, которые помогут новичкам и удивят опытных преподавателей.
Оценка. Это исчерпывающее руководство и самая настоящая настольная книга для учителя английского. Я была приятно удивлена. Уверена, что еще не раз открою книгу, чтобы почерпнуть идей для своих уроков.
Эта книга – 100% must have в арсенале любого преподавателя. Поэтому оценка 5 из 5.
Сколько бы вы книг не прочли, помните, что преподаванию не всегда можно научиться в университете по универсальному пособию. Всегда между “знаю язык” и “могу объяснить, как это работает” будет огромная пропасть, которую не всем дано перепрыгнуть.
Невозможно научить другого преподавателя тому, что делает крутым именно вас. Каждый уникален по-своему и, прежде чем приняться за всевозможные гайды по преподаванию, нужно найти в себе то, что вдохновляет и ведет вас по профессиональному пути.
Еще:
-1 ::