«На CELTA все плачут»: Юлия Кузенко о сдаче CELTA в Англии и своем бизнесе
В рубрике «Личности» мы рассказываем об учителях английского, которые многого добились в профессии. #6pch поговорил с Юлией Кузенко — Teacher Trainer, основательницей языковой школы «SmartUp» и центра подготовки преподавателей «Education Expert» — об опыте получения сертификата CELTA в Англии и создании своего бизнеса.
Почему вы решили пройти курс CELTA в Англии?
История началась в 2009 году, когда я первый раз поехала в Англию со своими студентами на языковой курс в школу International House Newcastle. Мне разрешили посещать группы разных уровней, чтобы я посмотрела, как работают преподаватели. Там я увидела очень интересный подход к обучению, которого не видела раньше, работая в Украине.
Там обычно говорят: «Забудьте все, что вы делали раньше. Мы научим вас преподавать правильно».
Я начала этим интересоваться и узнала про CELTA – про эти стандарты, подходы, техники, — и мне захотелось самой начать так преподавать. Поэтому в эту же школу я вернулась через 4 месяца на курс CELTA и в 2010 году получила сертификат.
В чем особенность подхода, которому там обучают?
Контекст этих занятий абсолютно уникален в плане коммуникативного подхода ко всему. До этого я работала в университете, где все было типа «открываем книжки, читаем текст, делаем упражнения». Вот там такого формата уже не было. Там намного больше real life skills.
На занятии ученикам предоставляется тот контент, который им будет нужен, когда они выйдут из этого класса. Коммуникативный подход позволяет оттачивать язык так, что ученики даже не замечают, как они что-то действительно тяжелое в данный момент осваивают.
Как проходит процесс получения сертификата CELTA?
Изначально нужно пройти три тура отбора.
1 этап – тестирование на знание методики и языка (требуется уровень не ниже С1 и хотя бы базовые знания методики).
2 этап – собеседования, где, опять же, вас проверяют на знание языка и методики.
3 этап – сочинение, которое нужно написать в течение 24 часов и сразу отправить на проверку.
Сам курс CELTA предполагает ежедневные input sessions по всем аспектам методики, teaching practice, observation и feedback session — по 2 часа каждая. Это наполняемость каждого дня с 9 до 18. Там обычно говорят: «Забудьте все, что вы делали раньше. Мы научим вас преподавать правильно».
Плюс вы сами преподаете через день или через два и на этих уроках показываете полученные навыки.
Ты себе думаешь: «Какой я классный урок провел вчера, сейчас меня похвалят», — и тут начинается разбор полетов. Урок разбирается до таких мелочей, о которых ты даже не задумываешься – как ты стоишь, как ты пишешь на доске, как ты стоишь, когда пишешь на доске и т.д.
Параллельно проходит непрерывная оценка каждого участника курса по определенным параметрам. Этим занимается тьютор, который оценивает, насколько ваш урок соответствует этим критериям и стандартам. На следующий день после каждого урока проходит серьезный анализ твоего урока. Ты себе думаешь: «Какой я классный урок провел вчера, сейчас меня похвалят», — и тут начинается разбор полетов. Урок разбирается до таких мелочей, о которых ты даже не задумываешься – как ты стоишь, как ты пишешь на доске, как ты стоишь, когда пишешь на доске, как ты раздаешь материал, как ты смотришь на студента, когда общаешься с ним и т.д.
В конце курса вас оценивают по teaching practice, плюс вы должны написать еще две работы, посвященные анализу определенных аспектов методики.
Какие возможности открывает наличие сертификата CELTA? Как его получение повлияло на вашу карьеру?
Уникальность сертификата CELTA в том, что с ним можно работать преподавателем в любой точке мира. Открываются совершенно другие перспективы — никто не спрашивает тебя о дипломе украинского образца, никого не интересует, какой у тебя был опыт раньше.
Этот курс дает понимание того, как можно делать, а как нельзя, как подходить к темам, как работать с ошибками и реагировать на них и т.д. На CELTA вам дают, так сказать, tool box, который вы можете применять в работе с детьми, с подростками, взрослыми – неважно. Это универсальные приемы и они работают везде.
Они не могли обосновать, почему на должность координатора или преподавателя они возьмут Юлю из Украины, а не Майкла из Ньюкасла, например.
По сути CELTA дает возможность любому человеку стать преподавателем за короткий период. Месяц на CELTA проходит продуктивнее, чем 4-5 лет на филологии.
После CELTA у меня появилось столько новых идей, что, когда я вернулась в университет, мои студенты меня с открытыми ртами слушали. Я все эти техники и подходы до сих пор использую, и всегда они идут на ура.
Также наличие сертификата позволило мне получить работу в той же школе, где я проходила курс CELTA. Я работала там качестве cover teacher и координатором детских программ.
Почему вы вернулись в Украину?
Это проблема визового хаpaктера. Проблем с рабочей визой не было до 2012 года. Поэтому мне посчастливилось работать в Англии 2010-2011 год, но в 2012 год я уже не смогла туда попасть — из-за сильного ужесточения правил выдачи рабочих виз получить визу стало пpaктически невозможно.
Директор школы объяснила мне, что как бы они ни были заинтересованы, они не могли обосновать, почему на должность координатора или преподавателя они возьмут Юлю из Украины, а не Майкла из Ньюкасла, например.
Какие советы можете дать учителям, которые собираются сдавать CELTA?
На CELTA нужно идти мopaльно подготовленными. На CELTA все плачут. Там создают максимально жесткие условия и делают это специально, потому что 80% учителей после CELTA едут работать в другие страны. Ты не знаешь, в какую страну и какие условия ты попадешь, поэтому мopaльно учитель должен быть готов к любой ситуации.
Будьте готовы, что это будет очень тяжело, но этот месяц станет самым ярким и незабываемым в вашей жизни. На CELTA приходят очень мотивированные учителя, которым не все равно, которые хотят развиваться, и находиться в такой компании – это сильный стимул. Постоянно происходит обмен опытом, вы смотрите на других преподавателей, анализируете себя.
Сейчас у вас есть школа английского языка и центр обучения преподавателей. Что привело вас к открытию собственного бизнеса?
После CELTA я вернулась в университет. Воодушевленная и окрыленная, я начала использовать все эти подходы, но руководству были совсем не интересны новые методы. На меня даже стали как-то косо поглядывать.
Я же поняла, что хочу нести в массы качественное обучение английскому языку. Первый мой проект – школа английского языка «SmartUp», которую я открыла в Днепре в 2012 году. Там я уделяла очень много внимания обучению преподавателей, проводила с ними тренинги и встречи.
Потом мы стали Кембриджским подготовительным центром, и мою работу с преподавателями заметили и оценили. Кембриджский экзаменационный центр предложил нам принять участие в конкурсе от Кембриджского университета среди подготовительных центров в номинации «Best Teacher Support». Наша школа была единственной, которую отобрали из Украины. Вместе с нами в номинации были еще 3 школы со всего мира, и это из 800, которые подали заявку.
В этот момент я поняла, что двигаюсь в правильном направлении, что нужно развиваться и предлагать поддержку не только учителям нашей школы, но и другим преподавателям. Так родился мой второй проект — «Teaching Expert». Классно то, Кембриджский центр до сих пор поддерживает нас и помогает развиваться.
Какие у вас планы для дальнейшего развития?
Сейчас я готовлюсь к DELTA – это мой следующий этап. Это как CELTA, умноженная на 10. DELTA – это уже диплом, который приравнивается к Master’s degree. Там 3 модуля – один из которых написание работы, что-то типа мини-диссертации. Это совершенно другой уровень.
Плюс я иду к тому, чтобы в центре «Teaching Expert» можно было пройти курс CELTA и получить сертификат – сейчас в Днепре этого сделать нельзя.
Еще:
-1 ::