Как помочь ученикам развить активное слушание — 5 стратегий
Мы учим студентов читать, говорить, писать, но не учим учеников слушать — не так, чтобы различать отдельные слова, а так, чтобы действительно слышать.
Но ведь скилл listening это куда больше, чем способность отличать слова и фразы друг от друга. Это способность слышать, понимать, анализировать и быть внимательным к тому, что тебе говорят.
Нет смысла выносить развитие активного слушания в отдельный урок. Сделайте все эти приемы частью каждого вашего урока и у вас получится научить своих учеников по-настоящему слышать и понимать то, что им говорят.
5 стратегий, которые помогут ученикам развить активное слушание:
Говорите 1 раз
Постоянные повторы одной и той же информации расслабляют учеников и делают из них ленивых слушателей. Студенты привыкают, что учитель повторяет все 2,3,4 раза, так что теперь для них слушать учителя в первый раз — необязательно.
Станьте учителем, который редко повторяет указания, и это однозначно заставит учеников прислушиваться к тому, что вы говорите, с первого раза.
Давайте задания на понимание услышанного
Используйте обучающие аудиозаписи или расскажите ученикам что-нибудь сами, делая паузы. Задание такое: ученики слушают запись или речь, а во время паузы объясняют партнеру, что только что услышали.
Обязательно пройдитесь по классу и послушайте, что ваши ученики рассказывают друг другу, чтобы проверить понимание текста.
Используйте Hand Signals
Эта стратегия подходит для работы с young learners. Установите систему знаков в классе: ученик поднимает 1 палец, если согласен с утверждением / посылом текста / мнением; 2 — если не согласен, 3 — если не может решить или хочет задать вопрос.
Дайте ученикам материал для слушания — включите аудио, видео или прочтите текст, а затем соберите мнения учеников по поводу этого материала.
Этот способ позволяет получить ответ от всего класса и вовлечь всех учеников в выполнение задания (даже самым стеснительным ученикам не составит труда поднять руку). Можно продолжить задание, обсудив разные мнения учеников.
Pay Attention, Pause, Paraphrase
Во время активного обсуждения ученикам сложно слушать — вы так пытались заставить их говорить, что теперь они наперебой перебивают друг друга и хотят только одного — высказаться!
В такой ситуации учителю важно установить правила, которые помогут ученикам концентрировать на том, что говорят другие:
• когда ученики общаются в парах или группах, в одно время говорить может только один ученик
• когда кто-то один говорит, остальные полностью концентрируются на его словах и стараются не обдумывать свой ответ в это время (особенно сложным это правило оказывается для взрослых студентов)
• каждый следующий ученик должен связать свою речь или ответ с ответом предыдущего. Например, «I see what you mean…», «I’m not sure I agree with… I think that…».
Используйте вопросы
Если ваши ученики слушают речь, смотрят документальный фильм или оценивают выступление, дайте им параллельное задание — написать 1-2 вопроса к тому, что они только что услышали. Лучше не отвлекать учеников во время слушания; просто делайте паузы каждый несколько минут.
Такое упражнение активизирует слушание и максимально концентрирует учеников.
Активные слушатели — редкость. С детства нас всех учат пропускать информацию мимо ушей — на уроках мы всегда находимся в поиске информации и правильных ответов, но не слышим то, что слушаем. Используя эти простые приемы вы можете помочь своим ученикам стать активными слушателями и научиться правильно использовать полученную информацию.
Еще:
-1 ::