No topic is taboo: 3 приема для обсуждения любой темы в ESL классе
— How are you?
— I’m fine thank you, and you?
Устали от этого, да? Вам тоже надоело говорить о погоде и обходить политику и религию стороной на разговорных занятиях?
Welcome to «No topic is taboo» speaking club.
Я убеждена, что любая тема заслуживает внимания и право на обсуждение. Все зависит от того, на какой лошади к ней подъехать. В этой статье я приведу примеры универсальных приемов для пpaктики разговорного английского и предложу вам пару активитиз, которые не оставят студентов равнодушными. С этими приемами вы сможете проводить дискуссии о наболевших и даже «опасных» темах типа политики.
Let’s get cracking!
Подход №1. «Чем дальше в лес»
Материалы: 101 вопрос на разные темы для всех уровней
С помощью этого подхода можно очень детально разобрать тему и, в некоторых случаях, заплыть далеко за буйки и оказаться на берегах жаркой Турции.
Суть довольно проста.
Шаг 1. Вы задаете простой вопрос из разряда «What’s your hobby?»,
Шаг 2. Получив ответ, задайте любой открытый вопрос через WH question words, побуждая студента углубиться в детали и косвенно говорить о смежных темах, за которые в последствии можно зацепиться и строить разговор далее.
Можно устроить соревнование в парах на то, кто задаст больше дополнительных вопросов и окажется на самой неожиданной теме, начав, к примеру, с обсуждения профессий и закончив обсуждением цен на новый «неогнемет» Илона Маска.
Подход №2. «Снежный ком»
Материалы: Would you rather questions
Суть подхода в том, чтобы усложнять вопросы на одни и те же темы разными конструкциями, ориентируясь на уровень студента
Например, у начинающих вы спросите «What do you have for breakfast?».
У среднего уровня «What is the most delicious dish you have ever eaten?».
И, наконец, у продвинутых «Would you rather be vegetarian forever or be able to eat meat but have to catch it and kill it yourself?».
Проработайте единожды подобный сет вопросов — и в дальнейшем сможете использовать его бессчетное количество раз без нужды заново выдумывать велосипед. А вопросы типа «Would you rather…?» это вообще находка и кладезь тем для обсуждений от самых тривиальных до полностью абсурдных.
Подход №3. «Fishbowl»
Об этой игре я узнала на стажировке в Польше и была потрясена тем, как она вовлекает студентов в обсуждение. В оригинале моя наставница называла её Fishbowl. Суть игры сводится к тому, что все студенты обсуждают противоречивый или даже деликатный вопрос, который учитель дает им в задании.
Ход игры:
Шаг 1. Посредством жеребьевки выберите группу студентов рыб-судей (дальше будет понятнее), которые будут сидеть в центре класса и обсуждать «корм для рыб». Количество студентов зависит от группы, в среднем это 1/3 класса. Рыбы-судьи садятся в малый центральный круг лицом внутрь — это и есть «аквариум».
Шаг 2. Оставшиеся студенты — небезразличные граждане-рыбы, которые хотят добиться справедливого выбора в данном щепетильном вопросе, садятся в бóльший круг вокруг судей. Получается кольцо в кольце.
«Корм для рыб» — это животрепещущая тема, которая никого не оставит равнодушным.
Мой любимый пример — рыбы-судьи это врачи, которым попало сердце на трaнcплантацию и им предстоит нелегкий выбор между пациентами на очереди. Среди них выдающийся и гениальный подросток-скрипач, ученый-гeй, который почти нашел лекарство от paка, бездетная 40-летняя учительница младших классов, 18-летняя официантка, бросившая школу, чтобы заботиться о брате-инвалиде, 15-летняя дeвyшка на 6-м месяце беременности, 40-летний отец 4-х детей, диктатор выдуманной страны и так далее. Чем противоречивее описание, тем интереснее обсуждение.
Правила игры.
1. Пока рыбы-судьи обсуждают варианты и делают выбор, остальные наблюдают за ними и внимательно слушают аргументы, чтобы потом выступить со своим мнением.
2. Пока судьи общаются в аквариуме, никто снаружи не разговаривает.
3. Чтобы высказаться в аквариуме, наблюдателям нужно поднять руку и дождаться, пока их пригласят внутрь. Далее они выражают свое согласие или несогласие, аргументируя любое свое мнение.
Так ход обсуждения меняется до тех пор, пока не выскажутся все и судьи не примут общее решение.
В этой игре очень важно установить правила, чтобы она не превратилась в Черкизовский рынок или подобие политических неуправляемых дебатов. Роль учителя здесь сводится к минимуму — вы больше наблюдаете за исходом событий, чем контролируете и принимаете участие. В конце, после принятия окончательного решения, можно обсудить со студентами все возможные решения этого вопроса, а также их отношение и выводы по поводу дискуссии.
Это отличное упражнение на тренировку фраз «agree/disagre» и выражения своего мнения. Игра побуждает учеников прислушиваться к чужому мнению и направлена на развитие критического мышления. Настоящая находка для уровней от среднего и выше.
Эти приемы помогут вам обсуждать со своими студентами не только приевшиеся повседневные темы, но и различные интересные и даже спopные вопросы, и при этом не терять контроль над классом и тем, что в нем происходит.
Еще:
-1 ::