Сильный ученик в слабом классе — как с ним работать учителю
Работа учителя в группе непредсказуема, но один однозначный элемент есть всегда — почти в каждой группе есть проблема с разницей в уровне знаний учеников и их желании учиться.
Самое сложное для учителя — «контрастный» ученик, у которого буквально горят глаза! И домашнее он сделал, и дополнительное видео посмотрел, и на уроке активничает больше всех. А перевести его некуда.
Если таких учеников несколько, проблемы нет — диалоги, парная работа, игры. Я же расскажу что делать учителю, если такой ученик в классе один.
Давайте сильному ученику работать с другими
Если не получается найти ему равного, то включайте сильного студента в качестве проверяющего или куратора. Делать это нужно аккуратно: «Ой, ты остался без пары/уже закончил — ну тогда послушай ребят, подскажи, если что…».
Так на сильного ученика ложится дополнительная нагрузка, которая дает ему смысл продолжать ходить на занятия в этой группе.
Регулярно меняйте ему напарника (например, раз в 2 недели) — таким образом можно попробовать выровнять уровень в группе в целом.
Дополнительная внешняя мотивация
Ученик может и не знать, что язык можно учить по-другому. Что бывают группы, в которых дебаты — это дебаты, которые не хочется заканчивать.
Если позволяет уровень ученика, прямо на уроке отпускайте его в «свободное плавание»: найти блоги по теме, пообщаться в комментариях, записать свое видео, готовиться к экзаменам, олимпиадам, проходить курсы (Coursera, LinguaLeo), сделать разбор песен, видео и т.д. И все это в то время, как группа, например, выполняет домашнее задание прямо на занятии.
Помните, что особое положение сильного ученика нужно объяснить всей группе — он сделал домашнее задание, и вам нужно его чем-то занять. «Будете делать — тоже будете иметь такие задания».
Делитесь полезными материалами
Для этого можно использовать группу в соцсетях, общий чат или Google Classroom. Создайте общее онлайн-прострaнcтво для учеников класса, где любой может оставить ссылку на интересный материал. На занятии обсуждайте самое интересное и поощряйте учеников, которые поделились идеей.
В начале будьте активны в этом чате, но как только ученики сами станут делиться материалами, видео, статьями, переходите в роль наблюдателя.
Для сильного студента это может стать еще одним источником применения своего энтузиазма — он будет черпать идеи других и делиться своими находками.
Такой ход работает в обе стороны — вовлекает сильного ученика и подтягивает остальных. Интересный материал все-таки захватывает. А если он еще и идет не от учителя, а от равного студента, то шанс втянуться остальным вырастает. Но даже если не получится мотивировать остальных, энергия сильного ученика будет направлена в продуктивное русло.
Ты уже закончил упражнение?
А остальные еще на втором предложении. Сидеть, ждать остальных… Зачем, если можно дать возможность сделать что-то интересное и поиграть с материалом.
Если группа пишет текст — пусть студент сделает задание на ту же тему, но от лица настенных часов, маркера или папки на столе. Если это gaps-filling предложений — пусть попробует связать их в одну историю, если gaps-filling текста — пусть, опять же, переделает его от лица предмета или персонажа.
В таком случае у сильного студента повышается уровень владения языковыми единицами, которые изучаются в группе, но не происходит дополнительного углубления и расширения, то есть таким образов вы не спровоцируете увеличения разрыва в уровне.
***
Со временем разрыв между сильным учеником и группой скорее всего будет только прогрессировать. То, что в начале было разницей в 5 слов, через 3 года будет разницей между A2 и B2. Учителю важно не допустить этого на начальных этапах и избегать противопоставления сильный VS все остальные.
Как бы вам ни было обидно за сильных учеников, учитель в группе работает на большинство. Эти же маленькие хитрости помогут учителю усидеть на двух стульях — медленно повышать общий уровень группы и помогать развиваться реально заинтересованному ученику.
Еще:
-1 ::