Как обучать студентов, у которых нет времени учиться
Всё начиналось как в сказке: обещания, горящие глаза, встречи каждую неделю… Но вот прошло пару месяцев с начала учебного года, а принц студент всё реже приходит на занятия и ещё реже приносит с собой выполненную домашнюю работу. Но при этом “очень-очень хочет заниматься и изучать язык”.
Что делать?
Вариант первый — начать искать ошибки в своей методике преподавания. Этим грешат многие молодые специалисты. Всегда кажется, что это именно ты чего-то не объяснил, ты не мотивировал, ты не смог объяснить, зачем же изучать английский язык.
Но давайте посмотрим правде в глаза: если взрослые пришли к вам на занятия, то наверняка знают, зачем они это делают. Даже если их мотивация — “выучить язык для себя”.
Так что предлагаю перейти к плану #2 и начать выжимать максимум из того времени, которое мы имеем на занятиях. Работает это так — как только студент начинает «ловить» первые лингвистические успехи, он мгновенно просыпается и пересматривает своё отношение к учёбе.
Я же хочу рассказать о приемах, которые стоит применять учителю, если у него появился занятой студент.
Пpaктическое домашнее задание
Даже если вы предлагаете студенту на дом пять крошечных упражнений, есть большая вероятность, что из них будет сделано одно.
Выход простой — не давать ему эти упражнения. Предложите студенту использовать знания более прикладным способом.
Вместо упражнений из Workbook по теме “travelling» предложите составить список вещей, которые ученик берёт с собой в комaндировки или в отпуск. Вместо написания эссе на экономическую тему предложите подписаться на зарубежную новостную ленту и неделю следить за экономикой той страны, где вы проживаете.
Тут и лексика подтянется, и живые конструкции, и студенту будет что сказать по теме.
Осознанная работа в классе
Если студент любит “просто поговорить” и не считает обучение по УМК подходящим для себя, забудьте про УМК. Для вас открывается огромное поле возможностей!
Главное, что требуется от учителя, — создать среду для рециркуляции лексики: каждое занятие в речи вашего студента должны появляться изученные единицы.
Этого можно достичь, если студент будет прямо на уроке заполнять таблицу в Google Docs со словами и их переводом/дефинициями. Этой таблицей сможете воспользоваться и вы, чтобы к каждому уроку создавать несколько карточек со словами, с которыми будете работать во время занятия.
Чтобы употрeбллять грамматические конструкции, нужно в первую очередь понимать, в каких контекстах они употрeбляются. Поэтому предлагайте своему студенту как можно больше материалов для восприятия: статей из зарубежных СМИ, отрывков подкастов, примеров из фильмов, — пусть всё это станет обязательной частью вашего занятия.
Если студент увидит, прослушает, пропишет и проговорит текст с конструкцией, она с большей вероятностью отложится у него в памяти, даже если он не выполнит дома упражнения по теме.
Направлять, а не заставлять
Вы уже слышали про языковой коучинг? Это относительно новое направление, которое помогает студентам ставить свои цели и отслеживать прогресс в английском языке.
Почему это удобно при занятиях с занятыми студентами? Потому что это наделяет студентов большей ответственностью за обучение. Всегда есть темы для обсуждения, всегда есть возможность оценить прогресс. Более того, языковой коучинг предполагает, что студент будет сам определять для себя количество упражнений, которые он будет выполнять, количество текстов, которые он будет проpaбатывать, количество подкастов, которые он прослушает.
Задача учителя — направить, а не заставить.
Можно начать с одной коучинг сессии в месяц или в две недели; можно предлагать подобные сессии (15 минут в неделю) занятым студентам в подарок при оплате курса, можно проводить их по скайпу.
Занятые студенты — это не особая категория студентов. Это пpaктически все взрослые, которые готовы заплатить за обучение, но не готовы корпеть над бумагами для достижения результата.
К этому не стоит относиться с излишним драматизмом. Просто переведите такие задачи из категории проблемы в категорию challenge и наслаждайтесь своей работой.
Еще:
-1 ::