Бонк, Голицынский, Верещагина. Нестареющая классика или устаревшие тренды?
Бонк, Голицынский, Верещагина. Многим учителям самим в школьные годы приходилось учиться по этим пособиям. К методике в этих книгах есть ряд вопросов, но так ли они плохи?
Разбираем, если ли толк от этих книг сейчас и стоит ли учителю использовать их в работе, когда везде говорится о коммуникативном подходе и современных методиках.
Ю. Голицынский “Грамматика. Сборник упражнений.”
Изданий у пособия много, но они ничего принципиальным друг от друга не отличаются (а вот номера упражнений совпадать конечно же не будут). Рассчитано на учеников 5-8 класса.
Плюсы (они же минусы):
• Огромное количество однотипных заданий на отработку грамматики
+ отлично помогает “вбить” времена и артикли и натаскивает на тесты\экзамены с gaps-filling.
— ну очень скучно. И слабо развивает реальное использование конструкций в речи.
• Лексика пpaктически одна и та же:
+ подходит для работы со слабыми учениками, которым трудно ориентироваться в новых словах (например, когда в основном учебнике закончились задания, а ученик все еще забывает поставить do)
— опять же, скучно. И слишком мало реального контекста для использования грамматики — в основном лишь на уровне предложения.
• Есть переводные упражнения (не на все темы)
+ для тех, кто использует перевод: помогает показать разные средства выражения грамматики в русском и английском.
• Есть ключи — как и на любом сайте с ГДЗ
Что устарело: shall и should для Future Simple и Future in the Past, the Ukraine.
Н.А. Бонк, Г.А. Котий, Н.А Лукьянова “Учебник английского языка”
Учебник в 2-х томах, рассчитан на 5-11 класс. При этом писался он для вузов, поэтому есть крупный вводный блок про фонетику. С трaнcкрипцией.
В основной части:
Плюсы:
• хорошая презентация грамматики
• полезная рубрика “Сравните”, которая позволяет избежать влияния русского языка
• работа именно с языком — учебник позволяет поиграться с формами, задать вопросы и т.д
• хорошие упражнения на закрепление новых конструкций: ответить на вопросы/составить рассказ, используя активную лексику и т.д.
• много переводных упражнений
• отличный поурочный словарь с примерами
Минусы:
• часть лексики и реалий не актуальна. There is a radio set, Soviet Army Day…
• и, как результат, очень не хватает современной лексики
• скучные тексты
• несоответствие CEFR
• нет упражнений на обсуждение или дискуссии
Это отличный цельный курс, который совершенно не пересекается ни с одним из современных. К сожалению, сочетать его с зарубежными учебниками пpaктически невозможно; только если вы готовы вести ученика параллельно по двум курсам.
И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина “Английский язык”
Книги для 2-5 класса (с 6 по 11 класс есть продолжение серии, Михеевой и Афанасьевой). Учебник для второго класса недавно перевыпустили , но содержание не изменили совсем. Даже Soviet Union и my Soviet friend оставили.
Плюсы:
• отлично вводится чтение. Постепенно, c объяснением, как может читаться каждая буква, и многократным повторением слов на протяжении всего курса
• рециркуляция лексики — почти любое слово будет встречаться не один раз
• есть кроссворды, рифмующиеся слова и куча других разнообразных упражнений на поиграться со словами, описать картинки и т.д.
• очень плавно вводится и глубоко отpaбатывается грамматика — на закрепление любой конструкции есть много упражнений: расскажи, ответь на вопрос, спроси одноклассника и т.д
Минусы:
• ходят слухи об учителях, которые могут пройти учебник за год. Но их никто не видел. Никогда. Реально на освоение одной книги нужно два года.
• ох уж этот Soviet. И shall.
Этот курс отлично подойдет для глубокого усвоения языка, когда все укладывается настолько основательно, что захочешь — не забудешь. Можно использовать для детей, которым нужно много раз повторять одно и тоже слово, но в разном контексте, чтобы запомнить. При этом ребенок должен быть хорошо когнитивно развит, иначе курс для него будет непосильным.
Старая методика преподавания не лучше и не хуже современной. Выбор курса зависит, в первую очередь, от целей и типа учеников. Не следует отметать отличные пособия только потому, что они были написаны еще … никто уже и не помнит когда. Но и трезвую их оценку никто не отменял.
Еще:
-1 ::