Teaching not teaching: Что такое языковой коучинг
Не так давно я познакомилась с понятием «языковой коучинг». Думаю, что многие, так же как и я, услышали о нем впервые. Мне стало интересно, что это: новое модное название профессии преподавателя, либо по-настоящему новое направление в обучении иностранным языкам.
Давайте разбираться вместе.
Коуч – Коучинг
Слово «коуч» уже давно и прочно вошло в наши жизни. Бизнес коуч, лайф коуч – это то, что мы слышали многократно. Но лично я мало задумывалась, что именно оно под собой подразумевает.
Википедия гласит, что коучинг (от англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого коуч помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.
С моей точки зрения ключевое слово здесь «помогает», а не делает все за кого-то и преподносит на блюдечке с гoлyбой каемочкой.
Тимоти Голви, американский бизнес тренер, говорит что «коучинг – это раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться». Как видите, коуч не дает готовых решений; он, исходя из особенностей клиента, принимая во внимание его потребности, помогает ему увидеть цель, найти правильные решения и прийти к нужному результату.
Коучинг и преподавание языков
Думаю, что цитата Тимоти Голви отчасти дает нам понять, насколько на самом деле преподавание иностранных языков и коучинг могут сосуществовать. Я уверена, что у многих из вас есть примеры людей, которые учили иностранный язык в школ, институте или на курсах много лет, но так и заговорили на языке. Языковой коучинг призван бороться с такой проблемой и с помощью техник коучинга сделать изучения языка более эффективным.
Одно из принципиальных отличий между преподаванием и языковым коучингом в том, что преподаватель-коуч не учит клиента в привычном смысле этого слова, не использует одни и те же пособия для разных клиентов, не переходит от лекции в лекции. Он учит учиться и нести ответственность за свой прогресс и результат.
Принципы языкового коучинга
Индивидуальный подход
Преподаватель помогает каждому ученику поставить измеримую цель. Для этого он задает ряд вопросов, чтобы узнать, в каких ситуациях ученик планирует говорить на языке, какие трудности у него возникали раньше и т.д. После этого совместно составляется план работы, частотность занятий, определяются сроки достижения результата. Ученик сам принимает решения, в то время как коуч может советовать, поправлять, корректировать — но только в согласии со студентом.
Трезвая оценка знаний клиента
Коуч должен уметь найти подход к своему клиенту, узнать его, помочь раскрыть внутренний потенциал. Каждый ученик делает ошибки, но в языковом коучинге очень важно дать понять клиенту, что ошибки вы с ним всегда рассматриваете в положительном ключе.
При этом коучу очень важно, назовем это словом «верить» в силы ученика, а не при первой неудаче окрещивать его «безнадежным» и советовать идти на обычные языковые курсы.
Умение передать знания
Речь, конечно же, не об объяснении грамматики с заключительным вопросом «Все ли понятно?». Преподавать иностранный язык в данном случае значит снабдить ученика нужными инструментами, которые помогут ему прийти из пункта А в пункт В, то есть к конечной цели.
Самостоятельность и ответственность студента
Очень очень важно: ученик должен понимать, что он сам несет ответственность за результат. Преподаватель-коуч дает клиенту инструменты, направляет, подбирает учебные ресурсы исходя из индивидуальных предпочтений.
При этом ученик не отсиживается на уроках и слушает объяснение нового грамматического материала. Клиент понимает, что за него ничего делать не будут, он является главным двигателем своего прогресса, он активно учится. Он должен осознавать ответственность за результат обучения.
Английский как часть жизни
Коуч владеет инструментами, которые помогают сделать английский частью жизни студента и сформировать к языку позитивное отношение. Изучение английского не должно ограничиваться сессиями, уроками или консультациями.
Коуч может вдохновить ученика на то, чтобы он самостоятельно искал информацию на языке, смотрел сериалы, обучающие видео, читали статьи и потом делился этим с преподавателем. Например, я довольно часто узнаю от своих клиентов об интересной передаче, фильме или книге на английском. Они рассказывают об этом с огромным энтузиазмом, который показывает их любовь к языку.
Обратная связь
Грамотный фидбэк — важнейшая составляющая языкового коучинга. Клиент задает вопросы, обсуждает с коучем свои сомнения, страхи; коуч в свою очередь выслушивает, помогает, вместе со студентом вносит коррективы в программу, либо корректирует цель обучения, дает дополнительные материалы.
Бывают ситуации, когда мотивация студента снижается. Преподаватель-коуч не может игнорировать такую ситуацию — он должен включиться в нее и еще раз обсудить с учеником его стимулы в изучении иностранного языка.
В заключение скажу, что языковой коучинг – очень эффективный способ обучения иностранным языкам. Он помогает поставить четкую цель и дать понять, ученик несет основную ответственность за свой прогресс и результат. Преподаватель выполняет роль фасилитатора, друга, вдохновителя и ментора на пути освоения иностранного языка.
Еще:
-1 ::