Twoway deal: Как мы учимся, обучая других
В классической педагогике обучение рассматривается как взаимосвязь двух процессов — преподавания и освоения знаний. Их взаимодействие строится на том, что все субъекты процесса являются его активными участниками. Это значит, что процесс образования строится на взаимодействии, а не на воздействии на ученика — учитель не заставляет учиться, а вовлекает в процесс.
Более того, обучение это не только двусторонний процесс, но и процесс с двусторонней обратной связью. В ходе этого процесса учитель обучает и обучается сам.
К учителю в ходе работы тоже приходит большой профит — в виде знаний, эмоций, межличностной коммуникации, стимулов и мотивов. Давайте посмотрим, какую выгоду получает учитель, обучая студентов своему предмету.
Знания. Много знаний
Подготовка к каждому занятию — это небольшой ресерч в глубины вашего предмета. Даже если планы уроков давно написаны, а занятие отработано уже 10 раз, каждое обращение к новому источнику или аутентичному материалу приносит преподавателю новую единицу знания, которая дополняет картину и улучшает понимание предмета.
Еще один важный источник знаний для учителя — его студенты. Самыми ценными из них становятся те студенты, которые задают вопросы. А самые ценные вопросы те, которые ставят учителя в тупик.
Недавно мы рассказывали, как вести себя себя в ситуации, когда вы не знаете ответа на вопрос студента. Но ключевая ценность этой ситуации в том, что в поиске ответа на вопрос учитель, опять же, дополняет свои знания и приближает себя к тому, чтобы стать профи в своем предмете.
Не будем забывать и о расширении кругозора, особенно, если речь идет об учителях английского языка. Свой вклад в это внесла коммуникативная методика — она не только добавила в пособия и УМК знания по разным отраслям знаний и аспектов жизни, но и значительно увеличила student talking time. Это в свою очередь дало возможность студентам делиться профессиональной и личной информацией, которая становится для учителей источником знаний из разных отраслей.
Эмоциональный интеллект
Если вы попали в профессию не имея развитого эмоционального межличностного интеллекта, то в ходе работы вы гарантированно разовьете его в себе.
Эмоциональный межличностный интеллект — способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний; понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
Если упростить, то эмоциональный интеллект — это способность понимать свои эмоции и управлять ими, а также понимать чувства других людей и подстраивать свое общение в соответствии с этими эмоциями — мы привыкли называть это эмпатией. Никого вам не напоминает?
Также в ходе работы учитель невольно осваивает навыки коммуникативной психологии (которые, к слову, лучше подкреплять теоретическими знаниями), конфликтологии и вербальной и невербальной коммуникации.
Преимущества освоения этих навыков налицо: преподаватель прокачивает личностные качества и становится лучшим собеседником не только в профессии, но и в жизни (говорят, что люди с высоким межличностным интеллектом чаще становятся лидерами в коллективах), а также развивает ряд soft skills, которые помогут учителю при возможном переходе в смежные профессии.
Мотивация
Еще одна неочевидная, но весомая выгода, которую получает учитель в процессе работы. В статье посвященной мотивации мы упоминали, что мотивация ученика — полноценная часть работы преподавателя. Но и этот процесс в обучении становится двусторонним. Мотивируя студентов осваивать новые знания, чтобы комплексно понять предмет, учителя мотивируют себя же копать глубже в освоении своего предмета и развиваться в педагогике.
Очень сложно находится в окружении, где все учатся, и не учится самому. И чем сильнее учитель вовлекает студентов в обучение, тем сильнее он сам мотивируется и заряжается интересом учеников к своему предмету.
Знания и умения не статичны — если вы их не приобретаете, значит вы их теряете. Выполняя в полной мере свои основные обязанности, учитель приносит пользу и себе не только в виде заработанных средств, но и в виде знаний, которые делают нас лучше с профессиональной и человеческой точки зрения.
Еще:
-1 ::