Speaking без зубрежки: Как подготовить студента к разговорной части экзамена без заучивания
Главная ошибка при подготовке к устному экзамену – заучивать тексты целиком. Такой тактикой пользуются как ученики, так и преподаватели. Поговорим, как зазубренные ответы влияют на результаты экзаменов и развитие устной речи, и что делать с текстами на английском, если зубрить нельзя.
Как зазубренные ответы портят результаты экзаменов
Когда я в далеком 2006 поступала в университет на ФИЯ, я заучивала «топики». Их мне выдавала мой репетитор. Когда на вступительном экзамене мне попался «Лондон», я начала рассказывать про “London is the capital of Great Britain”.
Но экзаменатор меня остановила и попросила выразить собственное мнение. В стрессовых ситуациях я мыслю быстрее, поэтому я что-то наболтала, но наделала кучу мелких грамматических ошибок, поэтому за экзамен получила 4.
Вторая ситуация произошла уже с моим учеником. Ко мне он попал довольно поздно. Он уже полгода готовился к IELTS и за месяц до теста пришел ко мне. Когда он заговорил, стало понятно, что ответы зазубренные. За те несколько занятий мне удалось привить ему некоторые навыки спонтанной речи, но 8-10 часов не сравнятся с полугодом предыдущих занятий.
Если оценивать его заученные ответы с точки зрения вокабуляра и грамматики, то его балл должен был быть не ниже 6,5 – 7,0. В них присутствовали идиомы, сложные грамматические конструкции – красота. Но получил он всего 5,5. И не помогла даже апелляция.
Как преподаватели оценивают зазубренные ответы
Устные ответы оцениваются по нескольким критериям: скорость и свобода речи (fluency), произношение, грамматика и лексика, а также логика ответа.
Fluency – главный критерий оценки. Если человек очень медленно (или очень быстро) говорит даже идеальными предложениями, то слушать и понимать его очень сложно.
Элементарные предложения с каким-то количеством грамматических и лексических ошибок, но сказанные «в тему» и в нормальном темпе – уже достаточны для успешной коммуникации. Оценить речевые навыки человека можно лишь послушав реальный диалог или неподготовленную речь. Экзаменатор, слышащий зазубренный ответ, может смело ставить прочерк (или ноль баллов) в графе fluency.
Оценка за произношение будет также страдать. Да, можно заучить правильное звучание всех слов. Но монотонность заученного текста никогда не сравнится с живой, эмоциональной речью.
Интонация – важная составляющая оценки за произношение. Есть даже такой лайфхак – чтобы увеличить свою оценку в IELTS Speaking, говорите эмоционально, представьте, что обсуждаете интересную тему с другом.
И наконец, логика ответа. Невозможно подготовиться к абсолютно всем темам. И если у студента плохо со спонтанной речью, то они будут использовать то, что выучили. Признаться, за мою пpaктику преподавания IELTS и квалификационных экзаменов, я наслушалась таких вывертов логики.
Задание: «Опишите ваш любимый спорт» Ответ: «Ну, я не люблю спорт, но в парке многие занимаются спортом. Мой любимый парк — “Зеленое озеро” находится в центре Куньмина. Там есть много исторических зданий…». В IELTS нет отдельной оценки за логику ответа. Но такой ответ получит низкую оценку за счет снижения оценки за fluency.
Что делать, если зубрить нельзя
Зазубривать ответы – не выход, мы уже поняли. Но что же делать? Как подготовиться к устным экзаменам? Ответ прост – тренировать навыки спонтанной речи.
Для разминки возьмите упражнения с карточками. Почаще давайте ученикам подготовить мини-презентации – рассказать о знаменитом человеке, об историческом здании, об интересном блюде. В каждое занятие инкорпорируйте небольшое упражнение на спонтанную речь.
Важно, чтобы студент мог что-нибудь сказать на любую тему. Тренируйте у них навыки быстрого мышления – проводите дебаты, просите придумать историю с заданными словами, давайте всего 15-30 секунд на подготовку минутной речи.
Значит ли это, что вообще ничего не нужно зубрить? Конечно нет. Можно заучивать слова, выражения или даже отдельные предложения, которые можно вставить в несколько подходящих тем.
Например, отличное идиоматическое выражение «hustle and bustle» можно вставить в речь о пpaктически любом большом городе, о народном празднике, о шопинге, даже о школе.
Учить вокабуляр и просить студентов использовать конкретные выражения и слова, либо грамматические конструкции в разных темах – именно так мы можем эффективно подготовиться к разговорному тесту.
С самого начала приучайте студентов к самостоятельной спонтанной речи. Ведь человек, который учит наизусть текст – это не то же самое, что человек, умеющий говорить на иностранном языке. И конечная цель любого обучения – это как раз второе, а не тренировка памяти.
Еще:
-1 ::