Исправляем ошибки студентов в устной речи: 5 правил для учителя
Процесс обучения неизбежно включает в себя исправление ошибок. И тут легко уйти в крайности. Поэтому при исправлении ошибок в разговорном английском важно обращать внимание на ситуацию и на ученика.
Рассмотрим 5 основных принципов, которые помогут учителю корректно исправлять ошибки учеников.
#1 Не исправляй
В говорении самая большая проблема – это боязнь студентов говорить. Неуверенность в себе, страх совершить ошибку, недостаточные познания. Многие считают, что вот сейчас они говорить не будут, поскольку ничего еще не знают, а вот подучат слов и грамматики и ка-а-ак заговорят!
Говорить надо начинать сразу простыми фразами, и да — с ошибками. Но как учителям исправлять ошибки так, чтобы не охладить энтузиазм к говорению, и не нанести урон уверенности ученика в себе?
На начальных этапах я не исправляю ничего. На первых уроках, особенно если вам попался застенчивый или неопытный ученик, лучше не исправлять никакие ошибки. Если человек замялся, не знает, как продолжить, подскажите. Но при этом не торопите, дайте ученику время подумать. Просите других студентов в группе не подсказывать и не перебивать, пусть ученик сам сконцентрируется.
Конечно, учителю сложно иногда удержаться, особенно если ошибка вопиющая. Но у вас будет еще возможность научить студента говорить более грамотно.
Просто помните, что на начальных этапах разговор на иностранном языке – достаточно стрессовая ситуация. Студент пытается вспомнить слова, правильно их произнести, сформулировать мысль, построить грамматику. Когда ученик немного расслабится, можно будет начинать аккуратно поправлять.
#2 Записывай
Каждый раз, когда студент делает какое-то разговорное задание – диалог, речь, презентацию – записывайте ошибки за ним. После окончания можно объяснить некоторые из них. А некоторые можно объяснить и всему классу, так как часто ошибки типичные. При выполнении таких заданий важно не перебивать ученика, так как это сбивает с мысли и убивает настрой.
Записи также помогут определиться с оценкой. А когда у вас накопится несколько записей (за разными учениками или за какой-то период от одного ученика), можно их проанализировать и повторить какую-нибудь тему.
#3 Перебивай с умом
Тут важно чувствовать, когда можно так делать, а когда нельзя. Например, базовая грамматика вполне может «зацементироваться» в ошибочном варианте, если не исправить ошибку сразу. К таким относится, например, -s в третьем лице в глаголах настоящего времени Present Simple. Или использование неправильных глаголов, или использование только настоящего времени во всех контекстах.
У китайских студентов, например, еще присоединяется взаимозаменяемое использование he/she, так как в китайском языке местоимения третьего лица по произношению не различаются. Основное правило такое – если эту грамматику ученик уже знает, то стоит ошибку исправить. Иначе он может привыкнуть говорить неправильно и потом это будет еще сложнее исправить.
Уверенных в себе студентов можно отучить от элементарных ошибок, раздражая их перебиваниями. Такой метод отучил меня путать некоторые грамматические моменты и правильно произносить /θ/ уже в университете. И одного моего IELTS студента я таким образом подготовила к экзамену – в итоге он получил за говорение 7.0.
Как это работает? Человека раздражают перебивания, поэтому он подсознательно начинает избегать их и лучше контролировать свою речь. Однако еще раз подчеркну, что такой метод подходит уже достаточно fluent студентам.
#4 Хвали
«Правило сэндвича»: исправляя ошибки, не забудьте похвалить речь ученика. Например, скажите, что он хорошо сформулировал основную мысль, привел хорошие примеры, использовал замечательную идиому.
Потом можно сказать что-то типа «но было несколько ошибок». После их перечисления можно повторить: «В целом, было неплохо, хотя и есть над чем поработать».
#5 Тренируй самокоррекцию
Как избежать ошибок в говорении? Человек должен контролировать свою речь и ошибки. Особенно ошибки в базовой грамматике. Хорошее упражнение для этого – записывать свои ответы и находить в них ошибки.
Чаще всего такое упражнение я даю своим студентам, готовящимся к TOEFL и IELTS. Они записывают ответ на диктофон, потом слушают его (и иногда записывают на бумагу) и находят ошибки. И в следующий раз будут лучше следить за грамматикой, которую используют.
В преподавании вообще нет универсальных методов. С исправлением ошибок то же самое. Нужно смотреть и оценивать ситуацию, и с разными студентами применять разные варианты исправления ошибок. Ищите баланс между конструктивной критикой и подбадриванием ваших студентов.
Еще:
-1 ::