Hack your teaching: 6 способов «взломать» мозг ваших студентов и помочь им усвоить материал >
+7(977)9328978     


Hack your teaching: 6 способов «взломать» мозг ваших студентов и помочь им усвоить материал

Hack your teaching: 6 способов «взломать» мозг ваших студентов и помочь им усвоить материал


Каждый преподаватель имеет колоссальное влияние на мозги своих учеников. И этой властью нужно уметь пользоваться. Последние несколько десятилетий растет популярность на все, что начинается с нейро. Дошло дело и до neuroeducation. 

Нейрообразование — область наук о мозге, в рамках которой исследуют, как мозг человека обучается наиболее эффективно. Для преподавателей — это кладезь стратегий и инструментов для того, чтобы добиться от студентов максимума результатов. 

Я прошла несколько сертификационных курсов на тему нейрообразования (Neuroeducation от  Beehiveor — самый фундаментальный и доступный в этой сфере), и после этого мой стиль преподавания изменился кардинально, а результативность занятий возросла в несколько раз. 

Хочу рассказать вам о 6 принципах нейрообразования, которые сделали мои уроки в разы продуктивнее и облегчили моим студентам процесс получения и усвоения знаний. 

Нейрохак №1 —  Не вводите студентов в состояние плохого стресса

Во время стресса выpaбатывается очень много кортизола, который блокирует доступ к знаниям. Он запускает режим ступора или истерички, так как включает эмоциональный, а не думающий мозг.

Но есть и “хороший стресс”, который можно сравнить с состоянием максимальной вовлеченности и внимания. Именно это состояние идеально для обучения.

 Как уберечь студентов от плохого стресса?  

  • Подбирайте задания соответствующие уровню студентов, а на спикинг даже на уровень легче. Во время выполнения любого activity  должна быть здоровая активация, такой себе посильный challenge,  а не ступор и полное непонимание происходящего.
  • Давайте четкие инструкции к выполнению заданий. То, что нам кажется elementary, Watson, для студентов может быть выше их дедуктивных способностей. Перед началом игры или pair-work, убедитесь, что студенты знают что делать. Часто бывает, что задание  классное, и веселое, и эффективное, но из-за того, что студенты не разобрались в правилах, “затупили” и все, мозг off. 

Нейрохак №2 — Используйте больше (да, еще больше!) визуальных материалов. Это важно для мозга

Наверняка каждый второй студент рассказывал о том, что он запоминает хорошо только визуальную информацию. Так вот — все запоминают лучше визуально, потому что обработка картинки в мозгу занимает больше места, энергии и времени, что улучшает качество запоминания.

Есть такое понятие как dual coding — сопровождение речи картинками. На уроках можно использовать инфографики, ментальные карты, диаграммы, тайм лайны, мемы,  cartoon strips как визуальную поддержку теме или заданиям.

Нейрохак №3. Меняйте типы заданий в течение занятия

Замечали, что в какой то момент урока студенты начинают уплывать от вас? Значит они исчерпали лимит концентрации.  Смена режимов внимания между концентрацией (focused mode) и отдыхом (diffuse mode) — один из самых простых, но хитрых способов добиться максимальной эффективности от мозгов студентов.

После того, как студенты сломали мозги на задание по Third Conditional, необходима перезагрузка. Я люблю включать студентам какие-то приколы на youtube ( видео True Translator — мой вечный фаворит). Иногда можно развлечь их раундом в  Kahoot, или викториной в Jeopardy. Порой я просто объявляю 5-минутный перерыв.

Также мне очень помогает таймер Pomodoro при планировании занятий, можно предугадать когда студенты начнут плавать и быть готовой их развлечь.

Нейрохак №4 — Используйте вспоминание, вместо повторения 

А в чем вообще разница между повторять и вспоминать? А вот в чем, вспоминать — сложнее и больнее, придется извилины изрядно помучить. Повторить то — открыл книжечку, пробежал глазами и вуаля, повторил.  Ноль мозгоусилия, и эффекта тоже ноль. Retrieval practice, как бы “доставание” материала из памяти, увеличивает шансы запомнить и усвоить материал, так как сразу показывает что запомнилось, что нет, что вообще осталось непонятным.

 Я использую ключевое слово как ключ доступа. Например, на прошлом уроке учили present perfect.  На доске или на карточке пишу PRESENT PERFECT и прошу студентов говорить все, что они помнят об этой теме, без каких либо повторений и подсказок. Можно в парах поиграть в  braindump, потом сравнить и обсудить  всей группой. 

Нейрохак №5 — Делайте материалы реальными и личными 

В каждом курсе есть какой то Джон, который в течение всего учебника то ходит в магазин, то летит в Лондон.

Это действительно может стать хорошим примером темы, но тренировать диалоги с Джоном, с точки зрения neuroscience, абсолютная трата времени.

Наши мозги любят реальное и любят личное. Второе — особенно. Лучше дайте студентам задание написать реальные диалоги с их именами, собственно придуманными фразами и ситуациями, потому что таким образом target vocabulary накладывается на их личный опыт, а не на какого то “левого” Джона вне их мозга.

Нейрохак №6 — Дайте студентам возможность оценить их успехи

Стандартный ход оценивания на уроке — это когда учитель ставит оценки своим студентам. Тебе вот 5 за спикинг, молодец, а тебе — грамматику надо подтянуть.

Недавно я открыла для себя другой способ оценивания (подходит только для взрослых студентов) — метакогнитивное оценивание. Звучит круто, а на пpaктике еще круче.

Metacognitive assessment — метод, в котором студент оценивает себя сам: «Петр, тебе понравилось как ты говорил?»; «Василий, как вам ваш райтинг?»; «Семен, как думаете, что мы можем сделать, чтобы улучшить вашу грамматику?»  

Заставить студентов самих себя оценивать — это сверхмощная сила. Они начинают брать ответственность за свое обучение, принимают активное участие в процессе, иногда выдают супер-методы для достижения своих собственных целей. В итоге нам, тичерам, не надо биться головой об стену, думая, как бы ему эти слова впихнуть и как бы Васю не расстроить двойкой  за последний тест.


Знание о работе мозга — это привилегия 21 века. Хотя о мозге человечество узнало не вчера, учителя все еще могут познакомить учеников с возможностью их собственных brains.

Brain-friendly teaching — не какая-то сверхмощная методика. Это обычный посильный подход, который дает нам инструменты для плодотворного и эффективного преподавания. Он подходит абсолютно всем, ведь у абсолютного числа студентов есть волшебный орган 😉

Enjoy your teaching!



Еще:
-1 ::