Hack your teaching: 6 способов «взломать» мозг ваших студентов и помочь им усвоить материал
Каждый преподаватель имеет колоссальное влияние на мозги своих учеников. И этой властью нужно уметь пользоваться. Последние несколько десятилетий растет популярность на все, что начинается с нейро. Дошло дело и до neuroeducation.
Нейрообразование — область наук о мозге, в рамках которой исследуют, как мозг человека обучается наиболее эффективно. Для преподавателей — это кладезь стратегий и инструментов для того, чтобы добиться от студентов максимума результатов.
Я прошла несколько сертификационных курсов на тему нейрообразования (Neuroeducation от Beehiveor — самый фундаментальный и доступный в этой сфере), и после этого мой стиль преподавания изменился кардинально, а результативность занятий возросла в несколько раз.
Хочу рассказать вам о 6 принципах нейрообразования, которые сделали мои уроки в разы продуктивнее и облегчили моим студентам процесс получения и усвоения знаний.
Нейрохак №1 — Не вводите студентов в состояние плохого стресса
Во время стресса выpaбатывается очень много кортизола, который блокирует доступ к знаниям. Он запускает режим ступора или истерички, так как включает эмоциональный, а не думающий мозг.
Но есть и “хороший стресс”, который можно сравнить с состоянием максимальной вовлеченности и внимания. Именно это состояние идеально для обучения.
Как уберечь студентов от плохого стресса?
- Подбирайте задания соответствующие уровню студентов, а на спикинг даже на уровень легче. Во время выполнения любого activity должна быть здоровая активация, такой себе посильный challenge, а не ступор и полное непонимание происходящего.
- Давайте четкие инструкции к выполнению заданий. То, что нам кажется elementary, Watson, для студентов может быть выше их дедуктивных способностей. Перед началом игры или pair-work, убедитесь, что студенты знают что делать. Часто бывает, что задание классное, и веселое, и эффективное, но из-за того, что студенты не разобрались в правилах, “затупили” и все, мозг off.
Нейрохак №2 — Используйте больше (да, еще больше!) визуальных материалов. Это важно для мозга
Наверняка каждый второй студент рассказывал о том, что он запоминает хорошо только визуальную информацию. Так вот — все запоминают лучше визуально, потому что обработка картинки в мозгу занимает больше места, энергии и времени, что улучшает качество запоминания.
Есть такое понятие как dual coding — сопровождение речи картинками. На уроках можно использовать инфографики, ментальные карты, диаграммы, тайм лайны, мемы, cartoon strips как визуальную поддержку теме или заданиям.
Нейрохак №3. Меняйте типы заданий в течение занятия
Замечали, что в какой то момент урока студенты начинают уплывать от вас? Значит они исчерпали лимит концентрации. Смена режимов внимания между концентрацией (focused mode) и отдыхом (diffuse mode) — один из самых простых, но хитрых способов добиться максимальной эффективности от мозгов студентов.
После того, как студенты сломали мозги на задание по Third Conditional, необходима перезагрузка. Я люблю включать студентам какие-то приколы на youtube ( видео True Translator — мой вечный фаворит). Иногда можно развлечь их раундом в Kahoot, или викториной в Jeopardy. Порой я просто объявляю 5-минутный перерыв.
Также мне очень помогает таймер Pomodoro при планировании занятий, можно предугадать когда студенты начнут плавать и быть готовой их развлечь.
Нейрохак №4 — Используйте вспоминание, вместо повторения
А в чем вообще разница между повторять и вспоминать? А вот в чем, вспоминать — сложнее и больнее, придется извилины изрядно помучить. Повторить то — открыл книжечку, пробежал глазами и вуаля, повторил. Ноль мозгоусилия, и эффекта тоже ноль. Retrieval practice, как бы “доставание” материала из памяти, увеличивает шансы запомнить и усвоить материал, так как сразу показывает что запомнилось, что нет, что вообще осталось непонятным.
Я использую ключевое слово как ключ доступа. Например, на прошлом уроке учили present perfect. На доске или на карточке пишу PRESENT PERFECT и прошу студентов говорить все, что они помнят об этой теме, без каких либо повторений и подсказок. Можно в парах поиграть в braindump, потом сравнить и обсудить всей группой.
Нейрохак №5 — Делайте материалы реальными и личными
В каждом курсе есть какой то Джон, который в течение всего учебника то ходит в магазин, то летит в Лондон.
Это действительно может стать хорошим примером темы, но тренировать диалоги с Джоном, с точки зрения neuroscience, абсолютная трата времени.
Наши мозги любят реальное и любят личное. Второе — особенно. Лучше дайте студентам задание написать реальные диалоги с их именами, собственно придуманными фразами и ситуациями, потому что таким образом target vocabulary накладывается на их личный опыт, а не на какого то “левого” Джона вне их мозга.
Нейрохак №6 — Дайте студентам возможность оценить их успехи
Стандартный ход оценивания на уроке — это когда учитель ставит оценки своим студентам. Тебе вот 5 за спикинг, молодец, а тебе — грамматику надо подтянуть.
Недавно я открыла для себя другой способ оценивания (подходит только для взрослых студентов) — метакогнитивное оценивание. Звучит круто, а на пpaктике еще круче.
Metacognitive assessment — метод, в котором студент оценивает себя сам: «Петр, тебе понравилось как ты говорил?»; «Василий, как вам ваш райтинг?»; «Семен, как думаете, что мы можем сделать, чтобы улучшить вашу грамматику?»
Заставить студентов самих себя оценивать — это сверхмощная сила. Они начинают брать ответственность за свое обучение, принимают активное участие в процессе, иногда выдают супер-методы для достижения своих собственных целей. В итоге нам, тичерам, не надо биться головой об стену, думая, как бы ему эти слова впихнуть и как бы Васю не расстроить двойкой за последний тест.
Знание о работе мозга — это привилегия 21 века. Хотя о мозге человечество узнало не вчера, учителя все еще могут познакомить учеников с возможностью их собственных brains.
Brain-friendly teaching — не какая-то сверхмощная методика. Это обычный посильный подход, который дает нам инструменты для плодотворного и эффективного преподавания. Он подходит абсолютно всем, ведь у абсолютного числа студентов есть волшебный орган 😉
Enjoy your teaching!
Еще:
-1 ::