Taskbased learning: Что это за метод и кому он подходит
Task-based learning (на русском получается что-то типа «обучение, основанное на заданиях», ну или «метод коммуникативных заданий») — один из коммуникативных методов обучения английскому языку. В чём суть этого метода, какие у него достоинства и недостатки — разберём в этой статье.
О чем метод Task-based learning
Суть метода. Главная идея метода Task-based learning заключается в том, чтобы поместить ученика в коммуникативную ситуацию и попросить его выполнить коммуникативное задание или задачу.
По сути коммуникативная ситуация — это любая жизненная ситуация, где используется речь, так что сюда входят и small talks с бывшими одноклассниками, и бронирование апартаментов за сутки до начала отпуска, и словесная перепалка с торговцами на условном базаре.
Лексика и грамматика не всегда являются фокусом задания. Подразумевается, что вы уже изучили грамматические конструкции и лексику ранее, используя coursebook, а теперь оттачиваете мастерство. Так что, на мой взгляд, методика TBL скорее подходит как вспомогательная, чем ведущая на уроках.
Оценка студентов. Эффективность выполнения такого задания оценивается по результату выполнения — достигнута цель коммуникации или нет.
Стадии урока по методике TBL
Урок строится на следующих стадиях:
Pre-task. Учитель представляет студенту языковую единицу в контексте, чтобы студент запомнил ее значение с помощью текста, гипотетической ситуации или диалога.
Допустим, студенты получают задание заказать столик в ресторане. Для начала преподаватель может помочь студентам и показать видео, где решается подобная коммуникативная ситуация. Также можно обсудить слова и структуры, которые будут полезны для выполнения задания.
Цель стадии — подготовить студентов ментально и лингвистически к выполнению задания.
Task preparation. Студенты получают чёткие инструкции, которым они будут следовать при выполнении задания.
During task. Студенты выполняют задание, используя имеющиеся знания. Дополнительно обращу внимание — в большей мере студенты сами выбирают лексику и грамматические структуры; этап pre-task здесь все-таки вспомогательный и студентам не обязательно использовать заданные учителем конструкции. Речь студентов должна быть спонтанной, а цель — выполнить задание, а не добиться 100% грамотности речи.
В это время преподаватель мониторит процесс, делая заметки о weak&strong language. Затем студенты презентуют выполненное задания перед всей группой, используя все свои языковые навыки и умения, а также креативность. Преподаватель продолжает делать заметки, не прерывая студентов для исправления ошибок и не помогая им.
Post-task. Обратная связь от учителя. В конце урока выделите несколько минут на обсуждение сильных и слабых языковых структур. Уточните, какие структуры оказались наиболее и наименее удачными.
Демо-версия урока по методу Task-based learning с профессором Betsy Jo Divine:
Типы заданий по методике TBL
Information-gap activity. Включает в себя передачу информации от одного человека другому. Примером этого типа задания является парная работа, в которой каждый студент пары имеет только часть информации (например, половину истории) и пытается передать ее в устной форме другому.
Reasoning-gap activity. Студенты получают информацию, затем используя метод рассуждений, дедукции, логики используют её для выполнения задания. Например, студенту нужно решить, какой курс изучения иностранного языка выбрать — самый дешевый, самый быстрый или самый инновационных — для заданной преподавателем цели и в рамках заданных ограничений.
Opinion-gap activity. Используется для выявления личных предпочтений или обмена мнениями по конкретному вопросу. Для этого типа задания нет правильного или неправильного ответа. Например, вы даете студентам историю с пропущенными словами — от разных вариантов будет меняться только смысл истории, но не правильность ответа.
Достоинства метода:
- Провоцирует естественное использование языка, спонтанную речь и дает студенту реалистичные сценарии, в которых можно использовать свои знания.
- Усиливает мотивацию — коммуникативное задание дает ученику реальная потребность в коммуникации, что максимально аккумулирует знания.
- Центрирует урок на студентах и дает им независимость на уроке — студенты сами выбирают лексику и структуры, которые помогают достичь цели. Роль преподавателя — быть гидом во время выполнения задания, что позволяет студентам чувствовать себя независимо.
- Обучает через действия и взаимодействие — вовлечённость в решение коммуникативной ситуации помогает студентам глубже погрузиться в процесс изучения языка, чем learning about something.
Недостатки:
- Непредсказуемость урока. Такой урок сложно спланировать на 100%, учесть всю нужную лексику и структуры, которые студенты будут использовать во время выполнения задания.
- Времязатратность. Иногда выполнение задания может занять больше времени, чем вы ожидали. Преподавателю нужно быть гибким и готовым потратить больше времени или скорректировать задание, чтобы уложиться в лимит времени.
Кому подходит эта методика?
Ваши студенты уровня не ниже Pre-Intermediate
Методика предполагает, что у студентов уже есть опеределенный запас грамматики и лексики по теме, поэтому здесь важно понимать, насколько ваши студенты уже готовы использовать язык осознанно и выполнять с его помощью задания. Я бы рекомендовала внедрять методику с уровня Pre-Intermediate.
У вас более-менее свободная программа
Если вы каждый урок плотно идете по курсбуку, вам, вероятнее всего, сложно будет внедрять уроки и задания по TBL, так как они часто имеют нефиксированный тайминг. Тем не менее, всегда можно использовать для этих целей спикинг или лексичекий урок.
Вы готовы «прощать» студентам ошибки
В заданиях по TBL акцент всегда на спонтанности, а не точности речи. Здесь учителю важно «не замечать» ошибки во время выполнения задания; можно делать заметки, давать обратную связь после, но ни в коем случае не вклиниваться в упражнение с исправлениями.
Task-based learning неплохо смещает фокус с механического повторения выученных языковых единиц на осознанное использование языка. Если вы заметили, что уроки пошли по накатанной и студентам не хватает стимулов для использования языка, попробуйте провести урок по методу TBL или внедрите пару заданий из методики — это поможет расшевелить класс и повысить вовлеченность студентов в процесс обучения.
Еще:
-1 ::