SMART Goals: Учим студентов ставить цели и свободно разговаривать на английском
Студенты часто приходят ко мне и моим коллегам со словами “хочу говорить на английском”, “хочу выучить язык”, “надо подтянуть грамматику”. Но с чего начинать, что и как этим студентам преподавать, чтобы максимально помочь достичь результата, не всегда понятно с первого занятия.
Для себя я определила помощника в этой задаче — S.M.A.R.T цели, которые я использую в преподавании английского, чтобы сделать сотрудничество с моими учениками максимально эффективным.
Что такое S.M.A.R.T goals?
В название стратегии входят первые буквы главных критериев “умной” цели:
- Specific
- Measurable
- Achievable\attainable
- Relevant
- Time bound
Смарт цели — это методика для определения и постановки задач, а также управления временем и ресурсами. Ее с 1981 года используют в менеджменте, бизнесе и даже в личной жизни.
Почему этот подход такой классный?
Во-первых, он реально простой. Не нужно ничего вычислять и стратегически ночами планировать. Можно описать любую цель всего несколькими предложениями.
Во-вторых, это отличный инструмент для трекинга эффективности ваших студентов.
Как применять стратегию SMART-целей на уроках английского?
Предлагаю помочь поставить студентам их смарт цели прямо на первом уроке. И использовать это одно из пpaктических заданий по английскому (обсуждать можно сразу же на английском или переводить некоторые слова).
Так ученик понимает, что он имеет сейчас, какая у него впереди дорога, какие инструменты и сколько времени ему нужно для ее прохождения. Итак, переходим к главным критериям и примерам смарт целей.
S — Specific
Думаю, большинство преподавателей слышали от студентов “хочу выучить язык”. Так вот, это плохая формулировка. Чтобы помочь студенту добиться желаемого, а себе облегчить работу, определитесь какой уровень ему нужен.
Например, если он хочет A2, чтобы понимать базовые диалоги в путешествиях, тогда не придется упopно учить идиомы или фразовые глаголы.
Плохой пример цели: Хочу выучить английский.
Смарт цель: Хочу уметь общаться на 12 конкретных тем, знать 6 времен через 5 месяцев.
M — Measurable
Как понять, что прогресс идет? Как понять, что цель достигнута? Обязательный компонент смарт цели — отслеживание прогресса.
Можно предложить студентам тест каждую неделю или две, можно сдавать mock или настоящий экзамен после прохождения уровня, также можно сравнивать понимание текста или аудио с течением времени. Все зависит от цели.
Плохой пример цели: Хочу прокачать свою лексику.
Смарт цель: Буду учить по 5 новых слов в день.
A — Achievable
Ну, и самое любимое: “А можно за неделю с нуля до разговорного?” или “Может, мне стоит учить по 100 слов в день, чтобы разговориться?”
Понятно, что такие задачи маловероятно будут достигнуты. Поэтому и цель, и задачи должны быть реальными для исполнителя.
Если в студента есть только 10 свободных минут в день, то ставить цель учить по 100 слов не стоит. А вот 4-5 слов или фраз — реально, выполнимо и толку будет больше.
Плохой пример цели: Выучить за неделю все 12 времен.
Смарт цель: Учить и пpaктиковать одно время в неделю или две.
R — Relevant
Зачем давать выучить тысячу и одно названий ложек или видов туфель, если ваш студент инженер?
Мозг запоминает лучше то, что для него релевантно в данный момент и то, что можно будет использовать в жизни в ближайшее время. Поэтому, давая ученику список слов, сначала спросите его, сможет ли он это использовать завтра же в разговорах.
Представим, что к нам приходит студент, который постоянно путешествует, и хочет подтянуть английский.
Плохой пример цели: Буду проходить учебник своего уровня от и до.
Смарт цель: Сделаю упор на темы, связанные с travelling, попутно закрывая другие важные для общения темы.
T — Time bound
Все вышесказанное теряет свою силу, если не будет временных границ. Поэтому важно задать дедлайны на выполнения заданий и смотреть, чтобы студенты их придерживались.
Плохой пример цели: Достичь уровня B2.
Смарт цель: Достичь B2 через 1,5 года.
Как разобрать цель по S.M.A.R.T.: Пример
Чаще всего ко мне приходят студенты с запросом “Все понимаю, сказать не могу!” Из этого формулируют цель: “Хочу научиться говорить”.
Предлагаю разобрать эту цель по всем критериям и записать вместе со своими студентами. Это и будет мини-план дальнейшей работы над изучением английского. Итак:
Specific: хочу говорить спокойно и бегло на бытовые темы; хочу иметь словарный запас в 2000+ слов.
Measurable: буду каждую неделю посещать спикинг клубы и наблюдать за прогрессом.
Achievable: буду читать вслух или записывать монолог на диктофон каждый день хотя бы 5 минут, а также буду учить 5-7 новых слов в день.
Relevant: вместо чтения “про себя” буду всегда читать вслух, чтобы тренировать артикуляционный аппарат.
Time bound: пообщаюсь на английском с носителями во время путешествия через 3 месяца
Важно отметить, что S.M.A.R.T цели — это не панацея и не волшебная пилюля. Но это классная карта, по которой и ученикам, и учителю удобно двигаться, чтобы достичь цели в изучении английского максимально эффективно и за самое короткое время.
Happy Teaching!
Еще:
-1 ::