Обзор: 5 методических книг по обучению английскому языку для настоящих тичахоликов
Идти по учебнику для учителя? Брать готовые разработки планов уроков? Создавать свои собственные и изобретать “авторскую методику”? Какой путь стоит выбрать преподавателю английского особенно в начале карьеры? Наверное, у каждого тичахолика хоть раз возникали такие вопросы.
Сегодня поговорим про книги по методике, которые дадут тот фундамент, на который легко можно будет поставить и рекомендации teacher’s book, и разработки коллег, и даже своя “авторская” методика.
#1 Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching (Jim Scrivener, Macmillan Heinemann)
Эта книга уже давно стала классикой в сфере методики преподавания английского, особенно при подготовке к TESOL и CELTA.
Третье издание этого гайда для преподавателя существенно доработано, в нем учтены результаты современных исследований и наработок в преподавании английского. А еще есть диск с записями занятий, которые демонстрируют применение разных методов обучения.
В пособии 16 разделов, которые расскажут о преподавании все: начиная от того, кто такой esl teacher и его ученики, заканчивая рекомендациями о разработке собственных курсов и программ.
Вы найдете обзор разных методов преподавания (коммуникативный подход, TPR, естественный подход, лексический подход), варианты техник и активностей (карточки, сторителлинг, лексические игры и диктанты, и даже ролевые игры и поэзия), которые можете использовать. Также есть главы о преподавании ключевых навыков: слушание, говорение, письмо и чтение.
В общем, это действительное настольная книга тичахолика и must read для любого, кто преподает английский.
#2 Teaching lexically, 2019 (Hugh Dellar, Andrew Walkley)
Эта книга расскажет все о лексическом подходе и как его применять на уроках английского.
Главная идея заключается в том, что грамматика и vocabulary – не с разных планет и их не стоит учить отдельно. Еще два важных пункта этого пособия – контекст является центром, и содержание занятий должно быть пpaктичным и полезным, то есть наполнено тем материалом, который интересен студентам, то есть теми lexical chunks, которые они смогут активно использовать.
Книга состоит из трех частей.
В первой раскрываются особенности лексического подхода с научной точки зрения.
Вторая состоит из банка упражнений и пpaктических активностей, которые демонстрируют применение лексического подхода. Упражнения построены таким образом, что преподаватель легко может адаптировать их под свои потребности. Скорее даже так, авторы показывают как можно любой материал адаптировать согласно лексического подхода.
Например, работая c collocations – делаем не только упражнения, но и спрашиваем, какие еще варианты возможны (watch TV: What else can you watch? или What other things can you do to a TV?).
Третья же часть посвящена вопросу областей применения подхода при работе с разными студентами и для разных целей, а также его возможности в контексте профессиональной подготовки преподавателей. Еще авторы показывают, как можно использовать и создавать собственные лексические материалы.
#3 Penny Ur’s 100 Teaching Tips, 2016 (Ur Penny)
Из названия видим, что в книге собрано 100 советов о преподавании. Стоит добавить, что она написана простым языком, очень пpaктична и легка в понимании и стоит внимания как и начинающего преподавателя, так и эксперта.
Советы объединены в 19 разделов, которые касаются начала и завершения занятия, использования учебных пособий, оценивания и домашнего задания. Не обошлось и без дисциплины на занятии и групповой работы.
Некоторые советы достаточно очевидны – помним про улыбку и невербальную коммуникацию или, например, студентам должно быть понятно, когда урок начинается и заканчивается, чтобы не пришлось постоянно повторять “Звонок для учителя!”
Но также есть и нетривиальные рекомендации. Например, объяснение домашки не стоит оставлять на последние пять секунд занятия, лучше сделать это в середине урока.
Или вот совет, который касается использования учебника: имеет смысл разнообразить занятия и делать упражнения не только классически (студенты по очереди читают ответы), можно объединить студентов в мини-группы и в них дать возможность каждому попpaктиковаться в роли учителя.
Еще вариант – поставить ограничение во времени и студенты выполняют задание письменно, кто сколько успеет.
Автор систематизировала весь свой огромный опыт и отразила это в своих советах и комментариях.
#4 Learning Another Language Through Actions, 2009 (J. Asher)
Если вы слышали о методе TPR (Total Physical Response) и даже применяете его на занятиях, то скорее всего эту книгу вы уже прочитали. А вот если слышите о таком направлении впервые, то однозначно стоит рассмотреть это пособие.
Метод TPR был разработан Джеймсом Ашером более 30 лет назад. Он предложил дать свободу творчеству и использовать образное мышление, а обучение новой лексике подкреплять действиями. Отличный пример – это всем известная песенка Head, shoulders, knees and toes, которую не просто поем, а все слова иллюстрируем на себе.
Это касается любой песенки, которую разучиваем с малышами. Но этот метод подходит также и для взрослых. Преподаватель может показывать жестами некоторые слова, когда их произносит, это облегчит понимание на начальных уровнях.
Интересно, что Дж. Ашер считает, что обучение второму языку должно быть максимально похоже на обучение родному и на вопрос о том, когда же студенты начнут говорить, он отвечает, что этот процесс не стоит форсировать, все произойдет естественно и тогда, когда ученик будет готов. Если ваши брови удивленно поднялись, то можете посмотреть видео занятий, где применяется метод TPR.
В этой книге собраны планы занятий по методике TPR, которая, к слову, может быть использована не только для преподавания английского, а также ответы на часто задаваемые вопросы о данной методике.
Также автор делится своими размышлениями и результатами исследований подхода TPR. Эта книга чем-то даже напоминает автобиографию, поскольку автор пишет от первого лица и рассказывает о своих проблемах и деталях исследования эффективности использования метода.
#5 Scott Thornbury’s 30 Language Teaching Methods, 2017 (Scott Thornbury)
Да, эта книга о 30 самых популярных методах преподавания. Автор объединил похожие в пять категорий (natural, linguistic, communicative, visionaries, self-study methods) и показывает их исторический контекст, а также актуальность сегодня.
Среди представленных методов вы найдете полное погружение, заучивание текстов, коммуникативный подход и даже Дуолингво попал в эту книгу.
У автора замечательное чувство юмора, поэтому информация воспринимается легко и понятно. Этому также помогают и персонажи, на примере которых демонстрируется метод.
Если вы находитесь в поиске “своего” подхода, просмотрите эти книги и пробуйте разные способы на занятиях. А потом выберите и оставьте те, которые больше всего понравятся вам и вашим ученикам.
Еще:
-1 ::