Интересные факты о деепричастиях
Деепричастие — особая форма глагола, выражающая добавочное действие, подчиненное в предложении главному, которое обозначено сказуемым (Говорил долго, заглядывая в книгу). Исторически русские деепричастия образовались от утративших категории рода, числа и падежа и превратившимися в неизменяемые формы кратких причастий. Термин «деепричастие» был введен М.Смотрицким. В отличие от причастий деепричастия содержат больше глагольности: «причастный к деетельности, к действию». Среди ученых нет единого мнения о статусе деепричастия. Некоторые считают его ПО мнению лингвиста А.М.Пешковского это»смешанная часть речи», объединяющая свойства наречия и глагола. Представляем интересные факты о деепричастиях.
Признаки глагола
Оглавление
Вид несовершенный и совершенный определяем по вопросу «Что делая? что сделав?». При этом сохраняется видовая связь с глаголом, от которого образовано деепричастие: (что сделать?)проснуться -(что сделав?) проснувшись — сов. вид; (что делать?)мечтать — (что делая?)мечтая — несов. вид.
Деепричастия сов. вида обозначают добавочное действие, предшествующее главному, образуются от основы инфинитива глагола путем добавления суффиксов — в (услыша-ть-услыша-в), -вши (договори-ться -договори-вши-сь), — ши (унес-ти — унес-ши).
Деепричастия несов. вида обозначают незаконченное добавочное действие и образуются от основы настоящего времени путем прибавления суффиксов -а (дыша-ть — дыш-а), — я ( дума-ть — дума-я). Суффиксы -учи/ючи (играючи, крадучись, едучи), оставшиеся в современном языке от старой грамматической системы носят архаичный хаpaктер, употрeбляются редко, чаще — в народно-поэтической речи («Смотрит в поле. Инда очи разболелись глядючи с белой зори до ночи».) или указывают на устаревшую форму( не смеючи улыбнуться). Будучи — деепричастие от глагола быть.
Недопустимо образование деепричастий с суффиксами -а/-я от глаголов совершенного вида (услышать — услышав — услыша; заметить — заметив- заметя, положить — положив -положа). То, что было широко распространено ранее, в современном языке является грамматической ошибкой.
Затруднения вызывает образование деепричастий от глаголов: щипать — щипля, внимать -внимая и внемля(устар.), лазать — лазая, махать — маха ( допускается маша), страдать — страдая(в художественной речи можно страждя), сыпать — сыпля( допустимо сыпя) и др.
От некоторых глаголов образуются две формы деепричастий: наклонить — наклонив- наклоня, сказать — сказав — сказавши. Деепричастие с суффиксом -ши, — вши носит просторечный или устаревший хаpaктер (причесавши, закрасневшись, усовестившись).
Не от всех глаголов можно образовать форму деепричастия. Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:
-на -ЧЬ(мочь, беречь);
-на НУ (вянуть, тянуть, пахнуть);
— от глаголов бежать, писать, пить, лгать, ехать, ждать, шить, тереть и других;
— с чередованием основы глагола з-ж, с-ш (лизать-лижу, вязать-вяжу, плясать-пляшу).
Определить возвратность деепричастий можно по наличию постфикса -СЬ ( действие возвращается на предмет: поднявши -сь, ударяя -сь; сравни: говор-я, дума-я).
Глагольная категория переходность есть и у деепричастия. Переходные деепричастия требуют при себе существительное или местоимение в винительном падеже без предлога : слушать, слушая (кого? что?) музыку, ее; решать, решая (кого? что?) задачу, ее; сделать, сделав(кого? что?)работу, ее.
«Гибридной наречно-глагольной категорией» называл В.В.Виноградов деепричастия.
Деепричастия, как и наречия, не изменяются, грамматически связаны с глаголом-сказуемым в предложении и обозначают признак глагола по действию, показывая почему, где и когда совершается действие. В предложении выполняют роль обстоятельств. (Проснувшись, он еще долго лежал, мечтая о своем).
Активный процесс в языке — переход одиночных деепричастий в наречия. При этом они утрачивают глагольные признаки и только обозначают признак действия, отвечая на вопрос как? В этом случае запятая, выделяющая деепричастный оборотили одиночное деепричастие, не ставится.
Сравни: Шел не спеша, глубоко задумавшись ( Не спеша — наречие, оно утратило признаки действия и отвечает только на вопрос как?, нельзя задать вопрос что делая?, синонимом будет наречие медленно. Спеша на север издалека,//…//,Тебе, Казбек, о страж востока,//Принес я, странник, свой поклон.(В данном тексте спеша — деепричастие, обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? как?)
Трудности в употрeблении деепричастий
Неправильно: Вернувшись домой, меня охватила усталость. Это предложение не имеет смысла, так как получается, что усталость возвратилась домой. Как и основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Правильно: Когда я вернулся домой, меня охватила усталость = Я вернулся и я устал.
Если предложение является определенно-личным, то деепричастие должно обозначать действие того же лица, что и сказуемое. Например: Думая о будущем, не забывай прошлое (=ты думай и ты не забывай; глагол подсказывает лицо подлежащего). В безличном предложении: Думая о будущем, нельзя забывать прошлое. Но: Подойдя к дому, мне стало прохладно. В этом предложении употрeбление деепричастного оборота невозможно.
Тест. В каких предложениях допущена ошибка?
А
1.Ухватившись за нужный кончик, мы тут же все распутаем.
2.Бросая в воду камни, во все стороны летели серебряные брызги.
3.Изучая иностранные языки, нужно много читать.
4.Используя одни и те же слова, мы обедняем свою речь.
5.Найдя лодку, радость охватила туристов.
Б
1.Повторяя только старые истины, нет постижения нового.
2.Закаляя хаpaктер, мне помогли в этом родители.
3.Составляя модель задачи, переведите ее условие на математический язык.
4.Составляя предложение, мне было сделано замечание.
5.Выбитрая стиль одежды, следуйте определенным правилам.
В
1.Употрeбляя слова-паразиты, вы засоряете свою речь.
2.Исследуя творчество Державина, литературоведа ждет много открытий.
3.Начав заниматься музыкой, у вас остается мало времени.
4.Опровергая общее утверждение, у нас завязался спор.
5.Анализируя стихотворение, помните об особенностях поэтической речи.
Ответы: А-2,5; Б-1,2,4; В — 2,3,4.
Деепричастия заменяют придаточные предложения в сложноподчиненном, делая речь богаче и выразительней, при этом привносят динамизм в текст (Сравни: Дымилась, падая, paкета… и Дымилась, когда падала, paкета…). Они широко употрeбляются в художественных текстах: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…(А.Пушкин); То разрастаясь, то слабея, гром за усадьбой грохотал,//Шумела тополей аллея// На стекла сумpaк набегал. (И.Бунин)
Также часто можем встретить деепричастия в пословицах и поговорках.( Не зная броду, не суйся в воду. Уважая человека, уважаешь себя. Учись, на людей не глядя.). Пословицы и поговорки сохраняют устаревшие формы (очертя голову, скрепя сердце, положа руку на сердце).
Еще:
-1 ::