Интересные факты о Витте Сергее Юльевиче
Сергeй Юльевич Витте (1849-1915) – министр финансов Российской Империи, оставшийся в памяти в качестве одного из выдающихся государственных деятелей в российской истории.
Происхождение Сергея Витте
Оглавление
- 1 Происхождение Сергея Витте
- 2 Образование
- 3 Начало политической карьеры
- 4 Служебный рост
- 5 Достижения на государственной службе
- 6 Память
- 7 Занимательная информация
Будущий министр финансов Российской Империи происходил из старинного курляндского дворянского рода. Отцом его был балтийский дворянин, Христофо-Генрих-Георг-Юлиус, а матерью дочь саратовского губернатора, Екатерина Андреевна. Родился он в 1849 году.
Будучи профессиональным горным инженером и агрономом, его отец в момент знакомства с матерью Витте проживал в Саратовской губернии и служил там в качестве управляющего одного из местных крупных помещичьих хозяйств. До сих пор неизвестно, каким образом произошло сближение этих двух людей, однако закончилось всё это бpaком. Мать будущего министра финансов, как уже упоминалось, была дочерью местно губернатора, а также происходила из древней дворянской семьи. Так, среди её предков можно назвать князя Долгорукова, который приходился ей дедом.
Образование
Большую часть своего детства юный Витте обучался в гимназии в Тифлисе, в то время как там жили его родители. Затем его семья перебралась в Кишинев. В университет же он вместе с братом поступил в Новороссийске, после того как они оба получили аттестат зрелости.
Изучал он математику, и остался в памяти преподавателей как усидчивый и старательный студент. Впоследствии полученные знания немало пригодились ему на государственной службе, когда Витте стал иметь дело с экономикой государства.
Диссертация Витте была защищена в 1870 году в том же учебном заведении. Благодаря хорошей учёбе юноше было предложено заняться наукой, однако сам Витте отказался, предпочитая вместо этого остановиться на государственной деятельности, как того хотели его родители.
Начало политической карьеры
Первым назначением молодого Витте стал чиновничий пост в администрации Новороссийской губернии, однако долго он там не пробыл и вскоре ушёл с должности. При поддержке графа А.П.Бобринского, знакомого с его отцом, юноша устроился специалистом по эксплуатации железных дорог.
Из-за специфики своей работы, Витте очень редко приходилось быть на одном месте, и чаще всего он перемещался по разным регионам России, проверять работу провинциальных станций, разбираться с железнодорожными проблемами и решать прочие служебные вопросы.
Впоследствии усердная служба и старательный труд во благо государства принёс своим плоды, и Витте вскоре был назначен начальником службы эксплуатации Одесской железной дороги. В тот год молодому Сергею Витте исполнилось двадцать пять лет.
Служебный рост
Мало кто знает, что карьера перспективного и талантливого молодого человека могла резко закончиться, так и не успев начаться. Как раз в году руководства эксплуатационной службы произошло событие, вошедшее в историю, как Тилигульская катастрофа, в результате которой произошло крушение поезда с множеством пострадавших.
Вина была возложена на плечи Витте, однако, вследствие его больших заслуг по организации военных грузоперевозок в годы русско-турецкой войны молодого человека наказали лишь двумя неделями гауптвахты, после чего отпустили. Помимо этого, начальство оценило и его неоценимый вклад в развитие одесского порта. Так, вместо отставки Сергeй Витте был отправлен в Санкт-Петербург, где он мог продолжить свою карьеру.
Там в 1897 году он получил повышение и получил посту начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Однако уже в 1880 году Витте был переведён в Киев, где он продолжает работать на своём посту под началом И.С. Блиоха, выдающегося варшавского банкира и экономического теоретика. Здесь он проживёт ещё пятнадцать лет.
Достижения на государственной службе
Происходившие глобальные изменения в мировой экономике в XX веке не оставили в стороне и Сергея Витте. Так, итогом его размышлений стал выдающийся труд «Национальная экономия и Фридрих Лист». Книга сразу снискала популярность и вскоре стала известна даже в правящих кругах России. Власти замечают талантливого служащего и вскоре назначают на пост статского советника при железнодорожном департаменте.
Так, Витте оказался среди самых влиятельных и могущественных людей в государстве. Невзирая на многочисленные интриги и противоречивые отношения, как ко двору, так и к другим государственным деятелям, Витте вскоре получает ещё одно повышение и становится уже министром путей сообщения. Благодаря плодотворной и эффективной работе на этом посту Витте уже в 1892 году получает назначение на пост министра финансов.
Однако даже на этой должности Витте не забывает уделять внимания железной дороге. Так, благодаря нему было выкуплено множество железнодорожных линий, перешедших в собственность государства. Одним из самых выдающихся его достижений стало строительство знаменитой Tрaнcсибирской магистрали. Помимо этого, именно ему принадлежит заслуга проведения денежной реформы 1897 года, когда вся страна перешла на твёрдую золотую валюту, что немало укрепило российскую экономику.
Однако на этом заслуги Витте и его вклад в развитие страны не заканчиваются. Так, именно ему принадлежит проект введения винной монополии, благодаря которой пополнился бюджет государства. Помимо этого, он пытался решить и рабочий вопрос. Благодаря нему было сокращено количество рабочих часов, а также ему принадлежат и проекты по реформированию крестьянских хозяйств.
Так, в октябре 1898 года министр обращается к императору Николаю II, предлагая тому вывести крестьян из их общины, а самого русского крестьянина превратить в «персону». Однако его предложение так и осталось без ответа. Единственное, что удалось сделать Витте по крестьянскому вопросу, так это отменить круговую поруку в общине в 1899 году. Позднее в 1902 году Витте было предложено возглавить «Особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности». В результате исследований комиссия пришла к тем же выводам, что и Витте. Позже результаты их работы использует Столыпин, когда будет проводить аграрную реформу.
Министр также был известен как сторонник буржуазии и противник старых дворянских порядков. Так, главным его критерием по набору людей на государственную службу стали личные качества и достоинства кандидатов, а не дворянское происхождение и высокий статус в обществе.
К моменту cмepти Александра III и восшествию на престол нового монарха, Николая II для Витте настали трудные времена. Лишившись покровителя, министр оказался один на один с волной критики и провокаций со стороны его многочисленных противников и недругов. Усугубляло ситуацию ещё и холодные отношения между самим министром и Николаем ΙΙ, который Витте сразу же невзлюбил.
Тогда главным критиком проектов Витте и его политическим оппонентом был министр внутренних дел, Вячеслав Плеве. Плеве долго ожидал подходящего шанса избавиться от своего противника, пока не наступил 1903 год, когда произошёл экономический кризис, привёдший к ухудшению экономики и к многочисленным забастовкам рабочих. Министру удалось убедить императора, что главным виновником этой проблемы был Витте и его реформы. Однако избавиться полностью от него не удалось, вследствие чего его критикам удалось лишь добиться его перевода на формальный пост председателя Кабинета министров, который не давал ему никакой реальной власти.
Однако Витте всё же не торопился возвращаться к обычной жизни. Он был твёрдо уверен, что ещё может пригодиться России, и с этой целью ждал своего часа. Так, находясь в тени, он пытался вернуть расположение монарха, а также пробовал налаживать полезные связи и знакомства в правящих кругах, чтобы восстановить своё положение.
Шанс вернуться к государственной деятельности подвернулся в 1904 году, когда его главный соперник и критик, Плеве, погиб от рук эсеров. Воспользовавшись этим моментом, Витте попытался выставить свою кандидатуру на освободившийся пост министра внутренних дел, однако все его попытки окончились неудачей. Николай II всё же не прислушался к его просьбе и назначает на освободившееся место князя Святополка-Мирского.
Другой шанс вернуться в политическую жизнь страны представился немного позже. В 1905 году подошла к концу русско-японская война, а сам Витте был отправлен вести переговоры с Японией. Невзирая на тяжёлое положение России после войны, Витте, благодаря своему уму и красноречию удалось существенно смягчить условия мирного соглашения, убедив пойти на значительные уступки. Так, 23 августа 1905 года был заключен Портсмутский мирный договор. В знак признательности за его дипломатические успехи Николай II наградил Витте титулом графа.
В том же 1905 году, когда нарастали революционные настроения, Витте, невзирая на неприязнь со стороны правящих кругов, сумел убедить императора сделать шаг в сторону конституционной монархии, чтобы избежать ухудшения политической ситуации в стране. Результатом его просьб стало подписание Манифеста 17 октября. Благодаря этому на какое-то время Витте удалось вернуться в большую политику. Совет Министров был реформирован, а сам Сергeй Юльевич встал во главе правительства. Его усилиями был проведён ряд реформ и преобразований, благодаря чему позднее в России был проведён первый созыв Государственной думы.
Наконец, к радости своих врагов уже в 1906 году Витте сам ушёл в отставку. Николай II публично поблагодарил Витте за всего его труды на благо государства, после чего наградил бывшего министра орденом святого Александра Невского с бриллиантами. Тем не менее, даже невзирая на выход в отставку, Витте вплоть до своей cмepти занимал должность председателя комитета финансов Государственного совета. Также Витте много писал, активно публикуя свои произведения и труды, среди которых есть и многотомные воспоминания. В 1915 году уже пожилой Витте заболел менингитом, после чего скончался в том же году.
Память
Cмepть Сергея Витте вызвала бурную реакцию среди всего населения Российской Империи. В большинстве газет публиковались статьи с такими заголовками, как «Великий реформатор» и «Исполин мысли», а люди, лично знавшие Витте, выступали с обращениями и воспоминаниями об умершем министре.
Уже в то время результаты его политической деятельности считались весьма противоречивыми. Общество фактически разделилось на две части. Одни безмерно превозносили графа Витте, считая его чуть ли не гением и спасителем нации, в то время как другие нещадно критиковали его, полагая, что тот не только не сделал ничего хорошего для страны, но ещё и приблизил её к краху.
До сих пор сама его личность и его реформы вызывают ожесточённые споры, как среди историков, так и среди простых российских граждан. Сама его политика, казалось, стремилась соединить невозможное: с одной стороны, это была попытка привлечения иностранного капитала и либерализация, как экономики, так и государственного устройства, а с другой, верность российскому самодержавию. Однако, как бы то ни было, нельзя не признать, что его деяния оставили большой след в истории России. Даже критики Витте признают, что делал он всё это не ради своей выгоды, а потому что считал, что так будет лучше для России. Вместо заключения можно сказать, что Сергeй Витте, при всей критике в его адрес, по-прежнему остаётся одним из величайших политических деятелей в российской истории, много сделавшим для благополучия своей страны.
Занимательная информация
Интересные факты о Сергее Юльевиче Витте:
- Будучи специалистом по эксплуатации железных дорог, молодому Витте приходилось полностью погружаться в работу, чтобы узнать все особенности и тонкости своей должности. Для этого ему, помимо основной работы, пришлось проходить стажировку на самых разных постах. Так, одно время ему приходилось даже быть простым кассиром.
- К тому моменту, как Витте покинул посту управляющего железной дороги и занял уже государственную должность, его доходы существенно сократились. Старое место приносило ему около сорока тысяч рублей в год, а министерское кресло могло предоставить ему лишь восемь тысяч. Чтобы компенсировать это, император доплачивал Витте ещё восемь тысяч из своих личных средств.
- Знаменитые железные подстаканники, используемые в вагонах поездов, были впервые введены именно при Витте
- Помимо государственной деятельности, Витте также немало занимался и образованием. Так, по его инициативе было открыто три политехнических института, а также семьдесят три иных учебных заведений.
- После заключения Портсмутского мирного договора, критики и соперники Витте наградили его насмешливым прозвищем «граф Полусахалинский», намекая на то, что России в результате переговоров Витте пришлось уступить половину острова Сахалин.
- Витте был близко знаком с Дмитрием Менделеевым. Как раз таки именно был тем, кто пригласил его возглавить Палату мер и весов.
Еще:
-1 ::