6 пчел    

Полная биография Ломоносова


Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований.

Детство

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора».

Принадлежность к поморам

Ставится под сомнение именование «помором» Михаила Васильевича Ломоносова, происходившего из семьи крестьян Куростровской волости под Холмогорами, которые только по случаю и редко занимались дальними для них морскими промыслами. Журналист Дмитрий Семушин утверждает, что «Поморскость» М. В. Ломоносова — это красивый исторический миф.

Сам М. В. Ломоносов сообщил о своём происхождении на допросе 4 сентября 1734 г. в канцелярии московского синодального правления: «Рождением-де он, Михайло Архангелогородской губернии Двинского уезда дворцовой Куростровской деревни крестьянина Василия Дорофеева сын, и тот-де его отец и поныне в той деревне обретается с прочими крестьяны и положен в подушный оклад». Исторических документов, в которых М. В. Ломоносов именовал себя или своих родственников «поморами», не существует. Он — крестьянин по сословному состоянию и двинянин по местному региональному определению. Локализация «двинянин», то есть житель Двинского уезда, согласуется с определением «двинские жители» («двинской народ»), используемым младшим современником М. В. Ломоносова местным историком архангелогородцем Василием Васильевичем Крестининым (1729—1795).

В документах со сведениями об отце М. В. Ломоносова Василии Дорофеевиче и его дяде Луке Леонтьевиче, сохранившихся в Государственном архиве Архангельской области, они именуются «крестьянами Куроостровской волости», «двинянами», «холмогорцами», но никак не «поморами». Племянница М. В. Ломоносова, Матрёна Евсеевна Головина (в замужестве Лопаткина), воспоминания которой были записаны в 1828 году Павлом Петровичем Свиньиным в Архангельске, не именовала «поморами» самого М. В. Ломоносова и встречавшихся с ним его земляков, приходивших из Архангельска на кораблях в Санкт-Петербург.

Биографом, который впервые сделал из М. В. Ломоносова «помора», был русский историк Владимир Иванович Ламанский (1833—1914). К столетию cмepти учёного в 1863 г. он издал его биографию, в которой впервые в биографической литературе М. В. Ломоносов назван «помором». В. И. Ламанский с начала 60-х гг. ХIХ в. занимался историей Российской академии наук. Он никогда не был специалистом по истории Русского Севера. Но при этом В. И. Ламанский был чрезвычайно талантливым и плодовитым историком, потому биография В. И. Ламанского повлияла на всё последующее биографическое «ломоносоведение».

Начальное образование

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и чётко писал.

Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить.

Образование в России (1731—1735)

В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть, в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».

В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе, бедности («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников.

Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы.

В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но, не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов».

Первый петербургский период

В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова, около Невы. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, распространённого в то время в Академии. Занятия начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Учёба за границей (1736—1740)

В марте 1736 года Академия Наук (в лице президента Иоганна Корфа) принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.

За границей Ломоносов обучался пять лет: около 3 лет в Марбургском университете, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провёл он в переездах, был в Голландии.

Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег. Весьма внушителен список художественной литературы, вошедшей в это его первое собрание; здесь и античность, и современные авторы: Анакреон, Сафо, Вергилий, Сенека, Овидий, Марциал, Цицерон, Плиний Младший, Помей, Эразм Роттердамский, Фенелон, Свифт, Гюнтер, «Избранные и лучшие письма французских писателей, переведённые на немецкий язык» (Гамбург, 1731), «Вновь расширенное поэтическое руководство, то есть кратко изложенное введение в немецкую поэзию» И. Гюбнера (Лейпциг, 1711) и другие.

1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но и пpaктической работой над стихотворными переводами.

Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг.

К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. К этому времени от него уже забеременела дочь хозяйки, 19-летняя Елизавета Цильх, с которой он сыграл свадьбу в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года. Первая их дочь Екатерина родилась до свадьбы и считалась незаконнорождённой. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.

Пять дней потребовалось русским студентам на дорогу до Фрайберга. 14 июля 1739 года они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии.

После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й. Ф. Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на пpaктических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.

Первая серьёзная ссора с наставником разразилась в конце декабря 1739 года. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на своё содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрайберге.

Возвращение в Россию

В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг. Ломоносов рассчитывал с помощью барона Г. К. фон Кейзерлинга, русского посланника, уехать в Россию. Но, прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник, Ломоносов не застал его там. Затем он решил возвращаться в Россию морским путём через Голландию, но, по дороге был схвачен и завербован в прусскую армию, оказался в немецкой казарме в Везеле, прослужив несколько недель в прусской армии, откуда вскоре дезертировал.

В октябре 1740 года Ломоносов опять в Марбурге, где вновь живёт в доме тёщи. Возвращение Ломоносова в Петербург шло через порт Любек, который он покинул в мае 1741 года.

Второй Петербургский период

Адъюнкт

8 июня в 1741 году 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене, пока она не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Будучи студентом и не получая никакого жалования, Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.

24 августа 1741 года Ломоносов представил на прочтение академиков две диссертации: одну по физике и другую по химии. Он надеялся, что их одобрят, а их автора, согласно данному Академией обещанию при отправке его за границу, произведут в экстраординарные профессора. Но месяцы сменялись месяцами, а Ломоносов всё не получал никакого назначения. В ожидании он занялся переводами статей профессора физики Крафта.

Наконец, 25 ноября 1741 года на престол вступила императрица Елизавета Петровна. Убеждённый в том, что императрица не намерена покровительствовать иноземцам, Ломоносов решается подать прошение на высочайшее имя о своём назначении. На этот раз прошение возымело надлежащее действие и Шумахер поторопил академиков высказать своё мнение о диссертациях Ломоносова.

8 января 1742 года секретарь канцелярии уже подписал следующее постановление:

«Понеже сей проситель, студент Михайло Ломоносов, специмен своей науки ещё в июле месяце прошлого 1741 году в конференцию подал, который от всех профессоров оной конференции так опробован, что сей специмен и в печать произвесть можно; к тому ж покойный профессор Амман — его, Ломоносова, канцелярии рекомендовал; к тому-же оный Ломоносов в переводах с немецкого и латинского на российский язык довольно трудился, а жалованья и места поныне ему не определено; то до дальнейшего указа из Правительствующего сената и нарочного Академии определения быть ему Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалованья определяется ему с 1742 года, января с 1 числа, по 360 рублей на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи».

Вступив в должность, Ломоносов почти тотчас же обратился с предложением устроить химическую лабораторию, которой до сих пор ещё не было при Академии наук. Но это первое предложение не обратило на себя никакого внимания.

В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, постановил: «Оного адъюнкта Ломоносова для его довольного обучения от наказания освободить, а во объявленных им продерзостях у профессоров просить прощения» и жалованье ему в течение года выдавать «половинное». В это время из Германии приезжает жена Елизавета. Следует отметить, что борьба немецкой и антинемецкой партии в Академии происходила на фоне конца правления Анны Иоановны, которое хаpaктеризовалось бироновщиной и «засильем немцев» — доминированием иностранцев в государственном аппарате, науке и образовании.

Профессор

25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получал дворянский статус. В том же году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о пpaктическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных тpaктатов.

В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером. Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Ломоносов представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. В 1753 году Ломоносову, при помощи И. И. Шувалова, удаётся устроить фабрику мозаики. Для этих целей 6 мая 1753 императрица Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни.

В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье профессора Г. В. Рихмана, который погиб в 1753 году во время электрического эксперимента; особенно озабочен Ломоносов тем, чтобы «сей случай (cмepть Рихмана во время физических опытов) не был протолкован противу приращения наук».

В 1754 г. Ломоносов, недовольный тем, что премия за решение объявленной Академией наук задачи досталась У. Сальхову, в сердцах отказался от кафедры химии. Миллер его слова об отказе заведовать кафедрой химии внёс в протокол, и кафедра была передана Сальхову. Лишённый лаборатории, Ломоносов с этого времени вынужден был заниматься химией у себя дома и в Усть-Рудицах.

Ломоносов сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создаёт ему массу завистников, во главе которых стоит И. Д. Шумахер. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.

Коллежский советник

13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. По табели о рангах он становился чиновником VI класса. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами. Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт. В 1759 году он занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём, опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: «куда с учёными людьми?». Учёные люди — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом (востоком)». В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным члeном Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) академий наук.

Cмepть

Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких. Незадолго до cмepти Ломоносова посетила императрица Екатерина II,

«чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764).

На следующий день после cмepти Ломоносова его библиотека и бумаги были по приказанию Екатерины II опечатаны Г. Г. Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно. Уже современники связывали изъятие документов с боязнью «выпустить в чужие руки» бумаги Ломоносова.

Ломоносов был похоронен 8 (19) апреля 1765 года на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Надгробие М. В. Ломоносова, поставленное канцлером М. И. Воронцовым — стела из каррарского мрамора с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом. Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина, 1760-е годы.

В то же время поэт Сумароков так откомментировал cмepть Ломоносова:

Угомонился Дypaк и не будет более шуметь!
Предметы Еще

Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной гиперссылки на https://obrazovaka.ru
Copyright © 2008-2019 Образовака Контакты

Размножение голосеменных растений – краткая схема (6 класс)

Размножение голосеменных растений – краткая схема (6 класс) Материал поможет вспомнить и закрепить знания по биологии, изученные в 6 классе, подготовиться к проверочной работе по теме или подготовить дополнительную информацию к уроку...

25 01 2021 11:11:25

Русские землепроходцы 11-17 века (география, 8 класс) – путешественники и исследователи

Русские землепроходцы 11-17 века (география, 8 класс) – путешественники и исследователи Расширялась территория российского государства, его культура обогащалась самобытной культурой других народов...

24 01 2021 8:27:51

Рианна биография и личная жизнь певицы кратко

Прославилась певица хитами “Umbrella”, “Pon de Replay” и “Disturbia”...

23 01 2021 23:41:46

Южная Америка – открытие и исследование, путешественники и исследователи (7 класс)

Южная Америка – открытие и исследование, путешественники и исследователи (7 класс) Именно благодаря ему мир узнал о новых, ранее неизведанных землях...

22 01 2021 4:29:24

Социальные статусы и роли – взаимосвязь в отношениях личностей (8 класс, обществознание)

Социальные статусы и роли – взаимосвязь в отношениях личностей (8 класс, обществознание) Положение в обществе и набор выполняемых человеком обязанностей называют социальными статусами и ролями...

21 01 2021 0:18:13

Краткая биография Паустовского для детей и классов

Члeн Союза писателей СССР...

20 01 2021 15:12:26

Основные этапы развития мирового хозяйства, факторы формирования и становления

Основные этапы развития мирового хозяйства, факторы формирования и становления Государства с момента возникновения торговали с соседними странами, формировались сначала евроазиатский, затем мировой рынок...

19 01 2021 20:46:16

Майкл Джордан (Michael Jordan) краткая биография баскетболиста

Майкл Джордан (Michael Jordan) краткая биография баскетболиста Наиболее известен как защитник комaнды «Чикаго Буллз»...

18 01 2021 14:59:57

Самая краткая биография Фета

Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий усыновлен дворянином Шеншиным...

17 01 2021 17:41:49

Чарльз Уилкинсон (Charles Wilkinson) краткая биография

Чарльз Уилкинсон (Charles Wilkinson) краткая биография Во время студенческих лет (он обучался в университете Миннесоты) его спортивный талант проявлялся всесторонне...

16 01 2021 20:26:53

Третий крестовый поход – кратко об участниках, целях и результатах (история, 6 класс)

Третий крестовый поход – кратко об участниках, целях и результатах (история, 6 класс) египетский султан и выдающийся полководец Саладин разбил в Палестине армию крестоносцев...

15 01 2021 14:50:21

Звездное небо (3 класс, окружающий мир)

Звездное небо (3 класс, окружающий мир) Это звезды, которые могут располагаться одиночно или в целых группах – созвездиях...

14 01 2021 9:38:44

Угольная промышленность России и мира – хаpaктеристика (10 класс)

Угольная промышленность России и мира – хаpaктеристика (10 класс) Долгое время угольная промышленность занимала лидирующие позиции, однако ей пришлось уступить пальму первенства нефти и газу...

13 01 2021 15:10:28

Самая краткая биография Шекспира

Родился в городе Стратфорд-на-Эйвоне...

12 01 2021 6:33:22

Краткая биография Джеймс Мэтью Барри ( James Matthew Barrie) Писатели

Краткая биография Джеймс Мэтью Барри ( James Matthew Barrie)  Писатели Знаменит благодаря пьесе « Питер Пэн» (Peter Pan, 1904), – сверхъестественной фантазии о мальчике, который отказывался расти...

09 01 2021 5:36:47

Причины феодальной раздробленности на Руси – кратко об особенностях и сущности

Причины феодальной раздробленности на Руси – кратко об особенностях и сущности в древнерусской истории стали периодом феодальной раздробленности...

08 01 2021 22:37:30

Джо Нэмет (Joe Namath) краткая биография

Джо Нэмет (Joe Namath) краткая биография Наиболее известен как профессиональный футболист по прозвищу «Бродвэй Джо»...

06 01 2021 10:31:24

Владимир Васильевич Атласов – краткая биография, что открыл?

Владимир Васильевич Атласов – краткая биография, что открыл? Ему удалось вписать свое имя в анналы истории благодаря самому подробному описанию полуострова, которое во многом облегчило дальнейшее исследование полуострова...

05 01 2021 11:13:25

Тема Моря, озера и реки России по окружающему миру

Тема Моря, озера и реки России по окружающему миру На ее огромной территории текут малые и крупные реки, а озер насчитывается более двух миллионов...

04 01 2021 1:41:52

Употрeбление собирательных числительных

Употрeбление собирательных числительных Чаще всего в речи они комбинируются с существительными, однако существуют определенные правила их взаимодействия с другими частями речи...

03 01 2021 15:40:35

Великая депрессия (1929-1933) – причины в таблице (9 класс)

Великая депрессия (1929-1933) – причины в таблице (9 класс) Кроме Америки, она также сильно затронула Германию, Францию и Канаду...

02 01 2021 18:48:28

Власик биография охранника Сталина, личная жизнь Николая Сидоровича

Четверть века он прослужил на этом посту, охраняя вождя и принимая участие в значимых для страны событиях...

01 01 2021 19:58:46

Варны в Древней Индии – варно-кастовая система, ее возникновение

Варны в Древней Индии – варно-кастовая система, ее возникновение Варно-кастовая система Древней Индии, возникшая на заре цивилизации, в течение многих сотен лет оказывала огромное влияние на жизнь общества...

31 12 2020 12:55:11

На севере Европы (окружающий мир, 3 класс)

На севере Европы (окружающий мир, 3 класс) Неподалеку от Скандинавского полуострова, в Атлантическом океане, расположено островное государство Исландия...

30 12 2020 0:22:40

Фазы митоза – схема, профазы, метафазы, анафазы и телофазы

Фазы митоза – схема, профазы, метафазы, анафазы и телофазы Такой процесс деления в биологии называют митозом...

29 12 2020 20:52:34

Пoлoвoе размножение – виды, значение для организмов в природе, формы и способы

Пoлoвoе размножение – виды, значение для организмов в природе, формы и способы Пoлoвoе размножение в природе встречается у большинства видов и имеет преимущества перед бесполым, т...

28 12 2020 11:41:37

Виды источников права – понятие, формы и принципы

Виды источников права – понятие, формы и принципы Но право не существует абстpaктно, оно имеет конкретные формы выражения – источники...

25 12 2020 2:23:44

Самая краткая биография Солженицына

Родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск...

24 12 2020 13:21:56

Леди Гага (Lady Gaga) краткая биография певицы

Её следующий мини-альбом “The Fame Monster” был шесть раз номинирован на премию «Грэмми»...

23 12 2020 7:27:30

Интересные факты об Антарктиде по географии для детей

Интересные факты об Антарктиде по географии для детей Раскрывает проблемы, которые беспокоят ученых...

22 12 2020 19:15:10

Дарья Згоба краткая биография гимнастки

Дарья Згоба краткая биография гимнастки Родилась Дарья 7 ноября 1989 года в городе Ивано- Франковск...

21 12 2020 17:36:27

Обмен веществ и энергии в клетке – основное свойство превращения

Обмен веществ и энергии в клетке – основное свойство превращения Преобразование веществ в энергию является главным условием живых организмов, начиная одноклеточными растениями и заканчивая человеком...

20 12 2020 17:31:50

Природные зоны Западно-Сибирской равнины – особенности в таблице

Природные зоны Западно-Сибирской равнины – особенности в таблице Материал представлен сравнительной информацией со схожими по площади участками суши...

19 12 2020 23:32:51

Кровеносная система члeнистоногих – незамкнутая или замкнутая, сердце

Кровеносная система члeнистоногих – незамкнутая или замкнутая, сердце Именно её наличие свидетельствует о более сложном строении организма...

18 12 2020 15:55:10

Клеточные включения – строение и функции

Клеточные включения – строение и функции Природа включений устанавливается цитохимическими методами...

16 12 2020 1:24:40

Забайкальский подрайон – проблемы, состав

Забайкальский подрайон – проблемы, состав Дает представление о расположении описываемой территорию...

15 12 2020 3:45:21

Что мы знаем о народах России (окружающий мир)

Что мы знаем о народах России (окружающий мир) Подобное разнообразие стало возможным благодаря большой площади, занимаемой государством...

14 12 2020 3:27:48

Дефис в неопределенных местоимениях – правило и примеры

Дефис в неопределенных местоимениях – правило и примеры В данной статье приведены правила их написания через дефис, а также исключения из правил с примерами...

12 12 2020 7:50:59

Общая хаpaктеристика Зарубежной Европы – состав, населения и хозяйство по странам (11 класс)

Общая хаpaктеристика Зарубежной Европы – состав, населения и хозяйство по странам (11 класс) Она занимает территорию площадью пять миллионов квадратных километров, на которой проживает 520 миллионов человек...

11 12 2020 7:14:53

Образование Древнерусского государства – кратко причины и даты (история, 6 класс)

Образование Древнерусского государства – кратко причины и даты (история, 6 класс) Существует две теории образования Древнерусского государства: норманнская и антироманнская...

10 12 2020 1:40:46

Географическое положение Евразии – особенности материка, центр (7 класс)

Географическое положение Евразии – особенности материка, центр (7 класс) Это единственный континент на Земле, который со всех сторон омывается водами Мирового океана; береговая линия его сильно изрезана, а в океан вдается большое количество крошечных и очень крупных полуостровов...

09 12 2020 7:12:12

Что такое Родина – определение для детей (1 класс, окружающий мир)

Что такое Родина – определение для детей (1 класс, окружающий мир) Родину, как и родителей, невозможно выбрать – она дается раз и навсегда при рождении...

08 12 2020 10:52:52

Северная Африка – страны, население, ЭГП и состав

Северная Африка – страны, население, ЭГП и состав Одним из них является Северная Африка: она включает в себя несколько туристических стран, население которых составляет примерно 170 млн человек...

07 12 2020 3:50:50

Реки России – самые большие, длинные, пересекающие границу

Реки России – самые большие, длинные, пересекающие границу В пределах ее территории насчитывается около 2,5 миллионов крупных и малых рек, которые по длине занимают 10 млн...

06 12 2020 2:55:36

Отрасли экономики (2-4 класс, окружающий мир)

Отрасли экономики (2-4 класс, окружающий мир) Только благодаря ей можно строить и развивать хозяйство страны, обеспечивать достойный уровень жизни ее гражданам...

05 12 2020 1:39:20

Экологические факторы среды (биология, 5 класс)

Экологические факторы среды (биология, 5 класс) В данной статье Вы узнаете о классификации факторов, об их влиянии на организм, а также познакомитесь с понятием «адаптация»...

04 12 2020 0:52:54

Природные зоны таблица(7 класс) по географии

Природные зоны таблица(7 класс) по географии Подробная хаpaктеристика поможет структурировать информацию и лучше ее запомнить...

03 12 2020 8:35:22

Бесполое размножение у растений с примерами

Бесполое размножение у растений с примерами Способ воспроизводства без слияния гамет называется бесполым размножением у растений...

01 12 2020 22:15:49

Энжел Кордеро (Angel Cordero) краткая биография

Энжел Кордеро (Angel Cordero) краткая биография В 1992 году в биографии Энжела Томаса Кордеро младшего, к моменту его ухода из спорта, было выиграно 7057 гонок за 22 года карьеры...

30 11 2020 5:19:56

Джеки Стюарт ( Jackie Stewart) краткая биография гонщика

Джеки Стюарт ( Jackie Stewart) краткая биография гонщика В биографии Джеки Стюарт гонки прочно вошли в 1961 году, а до 1973 он 27 раз стал мировым чемпионом Гран-При...

29 11 2020 22:45:56

Хаpaктеристика природных зон, описание и виды (7 класс) по географии

Хаpaктеристика природных зон, описание и виды (7 класс) по географии На Крайнем Севере – это бескрайняя белая тундра, с редкими кустарниками и вечными болотами, которая сменяется тайгой и непроходимыми лесами, за тайгой – леса, лесостепи, степи, а еще южнее тропики, пустыни...

28 11 2020 7:33:41

Джо Луис (Joe Louis) краткая биография боксера

Джо Луис (Joe Louis) краткая биография боксера В биографии Джо Луиса, когда ему было всего 4 года, умер отец семейства (он был фермером-издольщиком)...

27 11 2020 10:34:30

Особенности строения и жизнедеятельности клеток, основные проявления процесса

Особенности строения и жизнедеятельности клеток, основные проявления процесса В этой статье мы подробнее расскажем об особенностях строения и жизнедеятельности клеток, познакомим с их химическим составом и разновидностями...

24 11 2020 21:27:59

Животные Южной Америки – сообщение, кто из животного и растительного мира обитает

Животные Южной Америки – сообщение, кто из животного и растительного мира обитает Располагаясь сразу на шести климатических поясах, он обладает уникальной и очень разнообразной природой...

22 11 2020 7:28:20

Ресурсы мирового океана, биологические и природные

Ресурсы мирового океана, биологические и природные Такая территория обладает огромным запасом ресурсов, которые активно используются человеком...

19 11 2020 9:21:46

Джуди Чикаго (Judy Chicago) краткая биография художника

Джуди Чикаго (Judy Chicago) краткая биография художника Биография Чикаго известна как история феминистки, основательницы женского образовательного художественного коллектива...

18 11 2020 13:41:33

Общество и природа – взаимосвязь, взаимодействие, теория развития (обществознание, 9 класс)

Общество и природа – взаимосвязь, взаимодействие, теория развития (обществознание, 9 класс) Влияние человека на окружающий мир приобрело такие масштабы, что вопрос сохранения природы стал одним из самых актуальных...

17 11 2020 20:12:16

Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi) краткая биография художника

Артемизия Джентилески (Artemisia Gentileschi) краткая биография художника Вначале своей биографии Артемизия Джентилески обучалась живописи у отца, затем Агостино Тасси...

16 11 2020 3:38:10

Главные центры мирового хозяйства – ТНК и развитые страны, классификация

Главные центры мирового хозяйства – ТНК и развитые страны, классификация Его субъектами являются такие единицы, которые способны управлять капиталом, финансами, трудовыми ресурсами, информацией на уровне мирового масштаба...

14 11 2020 5:51:37

Глобализация мировой экономики – плюсы и минусы для мирового хозяйства

Глобализация мировой экономики – плюсы и минусы для мирового хозяйства Приводятся примеры позитивного и негативного влияния процесса на мировое сообщество...

13 11 2020 13:35:39

Горизонт – что такое стороны горизонта? (2 класс, окружающий мир)

Горизонт – что такое стороны горизонта? (2 класс, окружающий мир) Дойти до горизонта нельзя, даже если очень долго идти в его сторону...

12 11 2020 5:49:44

Роль государства в экономике – рыночной, смешанной и других, основные проблемы

Роль государства в экономике – рыночной, смешанной и других, основные проблемы Ученые понимают, что экономика отвечает за многие процессы, происходящие в странах...

11 11 2020 14:25:47

Ритмичность географической оболочки с примерами

Ритмичность географической оболочки с примерами Под первым понимают цельную оболочку земного шара, которая состоит из взаимосвязанных компонентов: атмосферы (воздух), литосферы (земля), гидросферы (вода) и биосферы (живые организмы)...

10 11 2020 14:51:13

Правление Юстиниана в Византийской империи – роль императора в истории кратко

Правление Юстиниана в Византийской империи – роль императора в истории кратко Пика своего могущества она достигла при императоре Юстиниане...

08 11 2020 14:10:46

Части тела человека, строение (2 класс, окружающий мир)

Части тела человека, строение (2 класс, окружающий мир) Несмотря на то, что изучению организма посвящено много лет, он по-прежнему остается полным тайн и загадок...

05 11 2020 9:30:11

Бессоюзное сложное предложение – примеры и понятие для русского языка в 9 классе

Бессоюзное сложное предложение – примеры и понятие для русского языка в 9 классе Б С П часто встречаются в сказках, в художественной и разговорной речи, среди пословиц и поговорок...

04 11 2020 4:15:39

Биография Макаренко кратко, педагогическая деятельность Антона Семеновича

Благодаря своим успешным педагогическим разработкам вошел в историю как один из лучших специалистов в этой области...

03 11 2020 9:51:46

Россия во второй половине 19 века – общественные движения, архитектура, культура и реформы

Россия во второй половине 19 века – общественные движения, архитектура, культура и реформы Экономика и финансы были подорваны Крымской войной, а народное хозяйство скованное цепями крепостного права не могло развиваться...

01 11 2020 21:26:24

Круглые черви – общая характеристика типа, какие черты строения характерны

Круглые черви – общая характеристика типа, какие черты строения характерны Общая характеристика круглых червей включает описание тела, систем органов, среды обитания...

30 10 2020 2:37:47

Моисей краткая биография

Моисей краткая биография Моше, XV—XIII вв...

29 10 2020 22:43:18

Биография Пушкина по годам

Александр Сергеевич Пушкин биография, детство...

28 10 2020 19:30:12

Сельское хозяйство Зарубежной Европы – типы и отрасли в таблице

Сельское хозяйство Зарубежной Европы – типы и отрасли в таблице Общая тенденция изменений – уход от классического сельского хозяйства к новому, высокотехнологичному агробизнесу...

27 10 2020 9:50:42

Краткая биография Арнольд Беннет (Arnold Bennett) Писатели

Краткая биография Арнольд Беннет (Arnold Bennett)  Писатели Будучи одним из великих английских новеллистов 20 века, Беннет известен благодаря его реалистичным романам «Пять городов» (Five Towns), рассказывающих о выдуманных производственных областях в северной части Англии...

26 10 2020 4:17:39

Амaзoнская низменность – абсолютная высота, где находится (6 класс, география)

Амaзoнская низменность – абсолютная высота, где находится (6 класс, география) Указывает на проблемы, которые носят глобальный хаpaктер не только для региона, но и для всего человечества и дает представление о том, через территорию каких стран проходят границы низменности...

24 10 2020 11:32:56

Реки Южной Америки – названия и хаpaктеристика, карта

Реки Южной Америки – названия и хаpaктеристика, карта На территории материка расположено более 20 крупных рек, среди которых пальму первенства, безусловно, занимает величественная Амaзoнка – одна из крупнейших рек в мире...

23 10 2020 21:39:22

Природные зоны Челябинской области – основные особенности

Природные зоны Челябинской области – основные особенности Именно здесь находится рубеж, отделяющий Европу от Азии...

21 10 2020 16:45:36

Социальные права человека (обществознание, 9 класс)

Социальные права человека (обществознание, 9 класс) Одной из таких групп являются социальные права...

19 10 2020 18:38:43

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 :: Знания -21 ::