6 пчел    

Полная биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований.

Детство

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора».

Принадлежность к поморам

Ставится под сомнение именование «помором» Михаила Васильевича Ломоносова, происходившего из семьи крестьян Куростровской волости под Холмогорами, которые только по случаю и редко занимались дальними для них морскими промыслами. Журналист Дмитрий Семушин утверждает, что «Поморскость» М. В. Ломоносова — это красивый исторический миф.

Сам М. В. Ломоносов сообщил о своём происхождении на допросе 4 сентября 1734 г. в канцелярии московского синодального правления: «Рождением-де он, Михайло Архангелогородской губернии Двинского уезда дворцовой Куростровской деревни крестьянина Василия Дорофеева сын, и тот-де его отец и поныне в той деревне обретается с прочими крестьяны и положен в подушный оклад». Исторических документов, в которых М. В. Ломоносов именовал себя или своих родственников «поморами», не существует. Он — крестьянин по сословному состоянию и двинянин по местному региональному определению. Локализация «двинянин», то есть житель Двинского уезда, согласуется с определением «двинские жители» («двинской народ»), используемым младшим современником М. В. Ломоносова местным историком архангелогородцем Василием Васильевичем Крестининым (1729—1795).

В документах со сведениями об отце М. В. Ломоносова Василии Дорофеевиче и его дяде Луке Леонтьевиче, сохранившихся в Государственном архиве Архангельской области, они именуются «крестьянами Куроостровской волости», «двинянами», «холмогорцами», но никак не «поморами». Племянница М. В. Ломоносова, Матрёна Евсеевна Головина (в замужестве Лопаткина), воспоминания которой были записаны в 1828 году Павлом Петровичем Свиньиным в Архангельске, не именовала «поморами» самого М. В. Ломоносова и встречавшихся с ним его земляков, приходивших из Архангельска на кораблях в Санкт-Петербург.

Биографом, который впервые сделал из М. В. Ломоносова «помора», был русский историк Владимир Иванович Ламанский (1833—1914). К столетию cмepти учёного в 1863 г. он издал его биографию, в которой впервые в биографической литературе М. В. Ломоносов назван «помором». В. И. Ламанский с начала 60-х гг. ХIХ в. занимался историей Российской академии наук. Он никогда не был специалистом по истории Русского Севера. Но при этом В. И. Ламанский был чрезвычайно талантливым и плодовитым историком, потому биография В. И. Ламанского повлияла на всё последующее биографическое «ломоносоведение».

Начальное образование

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и чётко писал.

Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить.

Образование в России (1731—1735)

В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть, в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».

В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе, бедности («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников.

Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы.

В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но, не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов».

Первый петербургский период

В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова, около Невы. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, распространённого в то время в Академии. Занятия начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Учёба за границей (1736—1740)

В марте 1736 года Академия Наук (в лице президента Иоганна Корфа) принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.

За границей Ломоносов обучался пять лет: около 3 лет в Марбургском университете, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провёл он в переездах, был в Голландии.

Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег. Весьма внушителен список художественной литературы, вошедшей в это его первое собрание; здесь и античность, и современные авторы: Анакреон, Сафо, Вергилий, Сенека, Овидий, Марциал, Цицерон, Плиний Младший, Помей, Эразм Роттердамский, Фенелон, Свифт, Гюнтер, «Избранные и лучшие письма французских писателей, переведённые на немецкий язык» (Гамбург, 1731), «Вновь расширенное поэтическое руководство, то есть кратко изложенное введение в немецкую поэзию» И. Гюбнера (Лейпциг, 1711) и другие.

1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но и пpaктической работой над стихотворными переводами.

Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг.

К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. К этому времени от него уже забеременела дочь хозяйки, 19-летняя Елизавета Цильх, с которой он сыграл свадьбу в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года. Первая их дочь Екатерина родилась до свадьбы и считалась незаконнорождённой. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.

Пять дней потребовалось русским студентам на дорогу до Фрайберга. 14 июля 1739 года они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии.

После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й. Ф. Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на пpaктических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.

Первая серьёзная ссора с наставником разразилась в конце декабря 1739 года. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на своё содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрайберге.

Возвращение в Россию

В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг. Ломоносов рассчитывал с помощью барона Г. К. фон Кейзерлинга, русского посланника, уехать в Россию. Но, прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник, Ломоносов не застал его там. Затем он решил возвращаться в Россию морским путём через Голландию, но, по дороге был схвачен и завербован в прусскую армию, оказался в немецкой казарме в Везеле, прослужив несколько недель в прусской армии, откуда вскоре дезертировал.

В октябре 1740 года Ломоносов опять в Марбурге, где вновь живёт в доме тёщи. Возвращение Ломоносова в Петербург шло через порт Любек, который он покинул в мае 1741 года.

Второй Петербургский период

Адъюнкт

8 июня в 1741 году 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене, пока она не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Будучи студентом и не получая никакого жалования, Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.

24 августа 1741 года Ломоносов представил на прочтение академиков две диссертации: одну по физике и другую по химии. Он надеялся, что их одобрят, а их автора, согласно данному Академией обещанию при отправке его за границу, произведут в экстраординарные профессора. Но месяцы сменялись месяцами, а Ломоносов всё не получал никакого назначения. В ожидании он занялся переводами статей профессора физики Крафта.

Наконец, 25 ноября 1741 года на престол вступила императрица Елизавета Петровна. Убеждённый в том, что императрица не намерена покровительствовать иноземцам, Ломоносов решается подать прошение на высочайшее имя о своём назначении. На этот раз прошение возымело надлежащее действие и Шумахер поторопил академиков высказать своё мнение о диссертациях Ломоносова.

8 января 1742 года секретарь канцелярии уже подписал следующее постановление:

«Понеже сей проситель, студент Михайло Ломоносов, специмен своей науки ещё в июле месяце прошлого 1741 году в конференцию подал, который от всех профессоров оной конференции так опробован, что сей специмен и в печать произвесть можно; к тому ж покойный профессор Амман — его, Ломоносова, канцелярии рекомендовал; к тому-же оный Ломоносов в переводах с немецкого и латинского на российский язык довольно трудился, а жалованья и места поныне ему не определено; то до дальнейшего указа из Правительствующего сената и нарочного Академии определения быть ему Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалованья определяется ему с 1742 года, января с 1 числа, по 360 рублей на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи».

Вступив в должность, Ломоносов почти тотчас же обратился с предложением устроить химическую лабораторию, которой до сих пор ещё не было при Академии наук. Но это первое предложение не обратило на себя никакого внимания.

В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, постановил: «Оного адъюнкта Ломоносова для его довольного обучения от наказания освободить, а во объявленных им продерзостях у профессоров просить прощения» и жалованье ему в течение года выдавать «половинное». В это время из Германии приезжает жена Елизавета. Следует отметить, что борьба немецкой и антинемецкой партии в Академии происходила на фоне конца правления Анны Иоановны, которое хаpaктеризовалось бироновщиной и «засильем немцев» — доминированием иностранцев в государственном аппарате, науке и образовании.

Профессор

25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получал дворянский статус. В том же году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о пpaктическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных тpaктатов.

В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером. Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Ломоносов представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. В 1753 году Ломоносову, при помощи И. И. Шувалова, удаётся устроить фабрику мозаики. Для этих целей 6 мая 1753 императрица Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни.

В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье профессора Г. В. Рихмана, который погиб в 1753 году во время электрического эксперимента; особенно озабочен Ломоносов тем, чтобы «сей случай (cмepть Рихмана во время физических опытов) не был протолкован противу приращения наук».

В 1754 г. Ломоносов, недовольный тем, что премия за решение объявленной Академией наук задачи досталась У. Сальхову, в сердцах отказался от кафедры химии. Миллер его слова об отказе заведовать кафедрой химии внёс в протокол, и кафедра была передана Сальхову. Лишённый лаборатории, Ломоносов с этого времени вынужден был заниматься химией у себя дома и в Усть-Рудицах.

Ломоносов сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создаёт ему массу завистников, во главе которых стоит И. Д. Шумахер. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.

Коллежский советник

13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. По табели о рангах он становился чиновником VI класса. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами. Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт. В 1759 году он занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём, опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: «куда с учёными людьми?». Учёные люди — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом (востоком)». В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным члeном Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) академий наук.

Cмepть

Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких. Незадолго до cмepти Ломоносова посетила императрица Екатерина II,

«чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764).

На следующий день после cмepти Ломоносова его библиотека и бумаги были по приказанию Екатерины II опечатаны Г. Г. Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно. Уже современники связывали изъятие документов с боязнью «выпустить в чужие руки» бумаги Ломоносова.

Ломоносов был похоронен 8 (19) апреля 1765 года на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Надгробие М. В. Ломоносова, поставленное канцлером М. И. Воронцовым — стела из каррарского мрамора с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом. Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина, 1760-е годы.

В то же время поэт Сумароков так откомментировал cмepть Ломоносова:

Угомонился Дypaк и не будет более шуметь!
Предметы Еще

Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной гиперссылки на https://obrazovaka.ru
Copyright © 2008-2019 Образовака Контакты

Рафаэль Надаль (Rafael Nadal) краткая биография теннисиста

Рафаэль Надаль (Rafael Nadal) краткая биография теннисиста Наиболее известен как чемпион на теннисном корте с глиняным покрытием, который выиграл четыре чемпионата Франции подряд...

25 02 2021 23:13:11

Природные зоны тропического пояса – описание тропиков

Природные зоны тропического пояса – описание тропиков Хаpaктерной их особенностью является преобладание пассатной циркуляции, которая способствует формированию сухого и жаркого климата...

24 02 2021 8:52:58

Итальянский фашизм – особенности кратко

Итальянский фашизм – особенности кратко Однако зарождением этой авторитарной националистической политики мир обязан Италии...

22 02 2021 8:33:32

Природные зоны Австралии – таблица, положение, какая занимает наибольшую площадь

Природные зоны Австралии – таблица, положение, какая занимает наибольшую площадь От широты местности зависит изменение баланса влаги и тепла...

21 02 2021 15:37:14

Виды социальной стратификации – политическая, профессиональная, прогрессивная и регрессивная

Виды социальной стратификации – политическая, профессиональная, прогрессивная и регрессивная Она, как и многие другие социальные явления имеет несколько разновидностей...

20 02 2021 5:36:30

Природные зоны Сарыарки – основные особенности

Природные зоны Сарыарки – основные особенности Её называют ещё мелкосопочник, так как здесь имеется много небольших горных массивов – сопок...

19 02 2021 23:12:53

Структура деятельности – специфика в поведении, познавательная деятельность (обществознание, 10 класс)

Структура деятельности – специфика в поведении, познавательная деятельность (обществознание, 10 класс) То есть, деятельность человека состоит из разных компонентов, составляющих ее структуру...

18 02 2021 11:57:44

В гости к зиме (окружающий мир, 1 класс)

В гости к зиме (окружающий мир, 1 класс) У природы есть свой собственный календарь, который далеко не всегда совпадает с привычным нам календарем...

17 02 2021 13:27:13

Природа Японии, природные условия

Природа Японии, природные условия Дает представление о растительном и животном мире страны...

13 02 2021 10:10:24

Самая краткая биография Ломоносова

Родился в Денисовке, Архангельская губерния...

12 02 2021 18:20:51

Боги Древнего Египта – список и описание в таблице (5 класс, история)

Давайте познакомимся с богами Древнего Египта...

10 02 2021 5:57:44

Природные зоны Западной Сибири и равнины, карта и таблица

Природные зоны Западной Сибири и равнины, карта и таблица Природные зоны Западной Сибири – это тундра, лесотундра, лесная, лесостепная и степная...

09 02 2021 15:10:27

Класс паукообразные (1 класс) – общая хаpaктеристика, среда обитания и особенности для сообщения

Класс паукообразные (1 класс) – общая хаpaктеристика, среда обитания и особенности для сообщения Оно было присвоено в честь героини древнегреческого мифа, искусной пряхи Арахны...

08 02 2021 20:33:52

Future Perfect Continuous – правила и примеры предложений с переводом

Future Perfect Continuous – правила и примеры предложений с переводом Если вы ещё догадались, речь идёт о Future Perfect Continuous или Будущем Совершенном Длительном времени и всем, что с ним связано: правилах образования, случаях употрeбления, словах указателях...

06 02 2021 4:10:54

Значение паукообразных в природе и жизни человека – основное влияние

Значение паукообразных в природе и жизни человека – основное влияние Какое именно значение паукообразных в природе и жизни человека, вы узнаете, прочитав данную статью...

05 02 2021 22:18:36

Свойства географической оболочки и ее строение 7 класс

Свойства географической оболочки и ее строение 7 класс «Отцом» данного термина является известный учёный-географ А...

04 02 2021 5:37:18

Законы России (окружающий мир, 3 класс)

Законы России (окружающий мир, 3 класс) Все люди, независимо от социального статуса и рода деятельности, должны подчиняться этим правилам...

02 02 2021 0:19:23

Алекс Родригес (Alex Rodriguez) краткая биография бейсболиста

Алекс Родригес (Alex Rodriguez) краткая биография бейсболиста Наиболее известен как «Э-Род», бейсбольная звезда, заработавшая четверть миллиарда долларов...

01 02 2021 12:46:11

Джеки Стюарт ( Jackie Stewart) краткая биография гонщика

Джеки Стюарт ( Jackie Stewart) краткая биография гонщика В биографии Джеки Стюарт гонки прочно вошли в 1961 году, а до 1973 он 27 раз стал мировым чемпионом Гран-При...

31 01 2021 20:13:25

Роджер Клеменс (Roger Clemens) краткая биография бейсболиста

Роджер Клеменс (Roger Clemens) краткая биография бейсболиста Его поединки славятся конкурентным огнем...

29 01 2021 0:51:21

Глагол to be в английском языке – таблица с временами и конструкциями

Глагол to be в английском языке – таблица с временами и конструкциями Важно разобраться с правилами его употрeбления в разных предложениях по типу высказывания и использованием во всех временах...

28 01 2021 18:15:17

Предложения с обособленными обстоятельствами с деепричастным оборотом с примерами

Предложения с обособленными обстоятельствами с деепричастным оборотом с примерами Здесь также приведены исключения при обособлении деепричастных оборотов в предложении с примерами...

27 01 2021 23:24:42

Горнодобывающая промышленность России и мира, её ресурсы

Горнодобывающая промышленность России и мира, её ресурсы Дает понимание того, что ресурсный потенциал планеты распределен неравномерно...

26 01 2021 3:51:24

Фазы митоза – схема, профазы, метафазы, анафазы и телофазы

Фазы митоза – схема, профазы, метафазы, анафазы и телофазы Такой процесс деления в биологии называют митозом...

25 01 2021 8:52:29

Кто что ест? – цепи питания (3 класс, окружающий мир)

Кто что ест? – цепи питания (3 класс, окружающий мир) Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то – ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим...

24 01 2021 1:55:15

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки – особенности, преобладающие формы и особенности

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки – особенности, преобладающие формы и особенности Восточная часть сформировалась еще в докембрийский период, и там рельеф Южной Америки представляет собой равнину – это Южно-Американская платформа...

23 01 2021 16:18:13

В центре Европы (3 класс, окружающий мир)

В центре Европы (3 класс, окружающий мир) Среди них наиболее выделяются три самых крупных и значимых государства: Германия, Австрия и Швейцария...

22 01 2021 7:17:50

Бассейн Северной Америки – омывающие воды, течения, проливы, заливы и океаны

Бассейн Северной Америки – омывающие воды, течения, проливы, заливы и океаны Все они относятся к бассейнам трех океанов, которые омывают материк, – Атлантического океана, Тихого океана и Северного Ледовитого океана...

20 01 2021 2:13:12

Растения осенью (окружающий мир, 1 класс)

Растения осенью (окружающий мир, 1 класс) Солнечных дней становится все меньше, земля и воздух постепенно остывают, меняется погода...

19 01 2021 2:46:38

Тридцатилетняя война (1618-1648) – причины и итоги кратко в таблице (7 класс)

Тридцатилетняя война (1618-1648) – причины и итоги кратко в таблице (7 класс) Эта борьба за гегемонию Священной Римской империи стала последней европейской религиозной войной...

18 01 2021 18:21:41

Политическая карта Зарубежной Европы – фрагмент на карте мира, формирование

Политическая карта Зарубежной Европы – фрагмент на карте мира, формирование Зарубежная Европа, географию которой изучают в 11 классе, включает в себя 40 стран, которые имеют большие различия во всех этих показателях...

17 01 2021 7:58:22

Германия – столица, площадь, географическое положение

Германия – столица, площадь, географическое положение Разъясняет, какие из ветвей власти осуществляют политическое управление Германией...

16 01 2021 16:16:22

Пищеварительная система члeнистоногих – органы выделения и выделительная система, пищеварение

Пищеварительная система члeнистоногих – органы выделения и выделительная система, пищеварение Эти животные смогли приспособиться к любым условиям не только благодаря внешним признакам, но и имея особое строение внутренних органов...

14 01 2021 3:31:41

Клеточный центр – центриоли, особенности, хаpaктеристика

Клеточный центр – центриоли, особенности, хаpaктеристика Она образована двумя центриолями, состоящими из микротрубочек...

13 01 2021 12:51:45

Общественное движение: либералы и консерваторы кратко в таблице (8 класс)

Общественное движение: либералы и консерваторы кратко в таблице (8 класс) Ослабление государственного контроля над внутриполитической жизнью страны привело к развитию нового политического движения – либерализма...

12 01 2021 16:26:46

Порядок прилагательных в английском предложении – схема структуры

Порядок прилагательных в английском предложении – схема структуры Но все становится сложнее, когда таких слов-определений несколько...

11 01 2021 14:29:16

Наши подземные богатства – полезные ископаемые в таблице

Наши подземные богатства – полезные ископаемые в таблице Россия занимает одно из лидирующих мест по количеству месторождений и добыче полезных ископаемых...

10 01 2021 8:34:44

Неполное доминирование в биологии – виды и примеры анализирующего

Неполное доминирование в биологии – виды и примеры анализирующего При гетерозиготном состоянии может проявляться промежуточный признак...

09 01 2021 22:40:28

Роберт Кирхгоф (Robert Kirchhoff) краткая биография физика

Роберт Кирхгоф (Robert Kirchhoff) краткая биография физика ru_970x250_bio_top --> Родился 12 марта 1824 года в Кёнигсберге...

08 01 2021 17:58:12

Тундра (окружающий мир 2 класс) – схемы питания, зоны, животные

Тундра (окружающий мир 2 класс) – схемы питания, зоны, животные Тундра отличается суровыми климатическими условиями, очень скудной растительностью и животным миром...

07 01 2021 22:46:24

Основные природные зоны Канады

Основные природные зоны Канады На западе страны расположена горная местность, которая находится под влиянием Тихого океана, а для равнинных областей с резко континентальным климатом хаpaктерно влияние Арктики...

06 01 2021 6:10:23

Культура и духовная жизнь общества, духовная культура (10 класс, обществознание)

Культура и духовная жизнь общества, духовная культура (10 класс, обществознание) Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества...

05 01 2021 17:16:22

Население Латинской Америки – численность и плотность

Население Латинской Америки – численность и плотность Указывает на естественные причины, которые выполняли роль регуляторов рождаемости и cмepтности...

04 01 2021 15:40:20

Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича

Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других...

02 01 2021 9:34:25

Функции липидов в клетке – список общих в таблице (биология, 9 класс)

Функции липидов в клетке – список общих в таблице (биология, 9 класс) Функции липидов в клетке зависят от их структуры и нахождения...

01 01 2021 10:22:52

Порядковые числительные в английском языке – таблица с образованием

Порядковые числительные в английском языке – таблица с образованием Их названия говорят сами за себя: количественные обозначают количество, а порядковые – порядок...

31 12 2020 8:57:38

Восточная Сибирь – краткая хаpaктеристика (8 класс), географическое положение и протяженность

Восточная Сибирь – краткая хаpaктеристика (8 класс), географическое положение и протяженность Данный регион отличается суровым климатом, ограниченной флорой и фауной, и невероятно богатыми природными ресурсами...

29 12 2020 11:29:43

Ядовитые растения (3 класс, окружающий мир)

Ядовитые растения (3 класс, окружающий мир) В лесу, поле, на лугу растет немало ядовитых растений, которые могут серьезно навредить здоровью человека...

28 12 2020 22:23:20

Неопределенные местоимения в русском языке – правило образования формы

Неопределенные местоимения в русском языке – правило образования формы В данной статье описаны способы их образования, грамматические признаки и синтаксические особенности с примерами...

27 12 2020 9:27:34

Средиземноморская природная зона (3 класс) – животные и растения

Средиземноморская природная зона (3 класс) – животные и растения Для нее хаpaктерен мягкий климат с сухим летом и теплой дождливой зимой, а также преобладание жестколистных вечнозеленых лесов...

26 12 2020 4:46:49

Подлежащее и сказуемое числительное – правило и примеры

Подлежащее и сказуемое числительное – правило и примеры В статье приведены правила постановки знаков препинания в предложении, где числительные выступают в качестве главных члeнов...

25 12 2020 10:21:40

Микрогосударства Зарубежной Европы на карте, список государств-карликов и стран-малюток

Микрогосударства Зарубежной Европы на карте, список государств-карликов и стран-малюток На её сравнительно небольшой по площади территории располагаются 40 независимых государств, среди которых выделяются большие, маленькие и «карликовые»...

24 12 2020 7:16:23

Самая краткая биография Конфуция

551 – 479 до н...

22 12 2020 6:32:14

Адам Смит краткая биография экономиста

Адам Смит краткая биография экономиста Его наиболее известными работами являются: научная работа «Теория нравственных чувств» (1759) и книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)...

20 12 2020 14:53:15

Пословицы с числительными – примеры

Пословицы с числительными – примеры Во многих из них используются числительные...

19 12 2020 23:33:20

Природные зоны таблица(7 класс) по географии

Подробная хаpaктеристика поможет структурировать информацию и лучше ее запомнить...

18 12 2020 16:14:12

Особенности природных зон материков и океанов, каковы особенности размещения

Особенности природных зон материков и океанов, каковы особенности размещения Как следствие, были сформированы природные зоны материков, отличающиеся между собой по составу почвы, климатическим условиям, растительному и животному миру...

17 12 2020 14:39:44

Евразия – таблица, план описания материка (география, 7 класс)

Евразия – таблица, план описания материка (география, 7 класс) Благодаря своей внушительной площади, материк Евразия обладает самыми значимыми природными объектами и высокой численностью населения...

16 12 2020 13:10:31

Закономерности географической оболочки и основные свойства 7 класс

Закономерности географической оболочки и основные свойства 7 класс Под данным термином понимают цельную оболочку Земли, состоящую из нижней части атмосферы (воздух), верхней части литосферы (земля), всей гидросферы (вода) и всей биосферы (живые организмы)...

15 12 2020 8:44:47

Южная Америка – открытие и исследование, путешественники и исследователи (7 класс)

Южная Америка – открытие и исследование, путешественники и исследователи (7 класс) Именно благодаря ему мир узнал о новых, ранее неизведанных землях...

14 12 2020 6:42:56

Скарлетт Йоханссон (Scarlett Johansson) краткая биография актрисы

Наиболее известна по ролям в фильмах “Трудности перевода”, “Дневники няни”, “Вики Кристина Барселона”, “Мстители”, “Хичкок” и “Люси”...

13 12 2020 18:54:32

Климатические пояса Северной Америки – субтропический, области

Климатические пояса Северной Америки – субтропический, области Она отличается большой протяженностью с севера на юг, и, естественно, находится в нескольких климатических поясах...

12 12 2020 15:18:30

Животные в разных природных зонах – представители растений и животных, обитатели и живые организмы

Животные в разных природных зонах – представители растений и животных, обитатели и живые организмы В ходе эволюции живые организмы смогли приспособиться к условиям обитания, которые, порой, бывают весьма суровыми...

11 12 2020 6:22:19

Таблица “Столетняя война” – ход с датами, событиями, итогом (история, 6 класс)

Таблица “Столетняя война” – ход с датами, событиями, итогом (история, 6 класс) В общей сложности она продлилась 116 лет, однако сражения велись не постоянно, а с большими перерывами...

10 12 2020 2:21:36

Южная Америка – материк, хаpaктеристика стран с кратким описанием (7 класс)

Южная Америка – материк, хаpaктеристика стран с кратким описанием (7 класс) Омывается водами двух океанов: Тихого и Атлантического, а также Карибским морем, которое является естественным рубежом между двумя Америками...

08 12 2020 22:26:57

Бобби Фишер (Bobby Fischer) краткая биография шахматиста

Бобби Фишер (Bobby Fischer) краткая биография шахматиста Биография Бобби Фишера наиболее известна как история американского шахматиста, который в 1972 году победил Бориса Спасского...

07 12 2020 14:53:25

Падежи имен существительных, как определить падеж у существительного – таблица склонений и изменений

Падежи имен существительных, как определить падеж у существительного – таблица склонений и изменений Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов...

06 12 2020 0:46:20

Тела, вещества, частицы (3 класс) к уроку по окружающему миру

Тела, вещества, частицы (3 класс) к уроку по окружающему миру Но все многообразие нашего мира можно условно разделить на три группы: тела, вещества и частицы...

05 12 2020 19:37:27

Страны-соседи России (окружающий мир, 3 класс)

Страны-соседи России (окружающий мир, 3 класс) Площадь РФ такова, что она занимает большую часть евразийского континента, и находится как в европейской его части, так и в азиатской...

04 12 2020 9:55:28

Краткая биография Ахматовой и интересные факты творчество Анны Андреевны

Автор известной поэмы «Реквием» о репрессиях 30-х годов...

03 12 2020 17:14:12

Специфический и неспецифический иммунитет – факторы

Специфический и неспецифический иммунитет – факторы В зависимости от действия системы выделяют неспецифический и специфический иммунитет...

02 12 2020 3:20:56

Джон Констeбл (John Constable) краткая биография художника

Джон Констeбл (John Constable) краткая биография художника Биографии Констeбла и Тернера считаются лидирующими в английском искусстве пейзажа 19 века...

01 12 2020 19:56:56

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, герои-партизаны

Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945, герои-партизаны О его особенностях и самых ярких представителях расскажем в нашей статье...

30 11 2020 17:46:40

Самая краткая биография Солженицына

Родился 11 декабря 1918 года в городе Кисловодск...

28 11 2020 13:10:27

Винительный падеж: отвечает на вопросы, примеры среднего рода и множественного числа

Винительный падеж: отвечает на вопросы, примеры среднего рода и множественного числа Данный падеж обладает хаpaктерными особенностями, которые подробно описаны в данной статье...

26 11 2020 3:22:42

Горы Африки – самая высокая точка (вершина)

Горы Африки – самая высокая точка (вершина) Содержит факты о ее особенностях, которые связаны с уникальным географическим положением...

25 11 2020 17:28:26

Природная зона Татарстана (Казани)

Природная зона Татарстана (Казани) По обеим сторонам ее огибают крупные реки: Волга и Кама...

24 11 2020 15:40:49

Последствия великих географических открытий – отрицтельные и положительные, последовательность событий (7 класс)

Последствия великих географических открытий – отрицтельные и положительные, последовательность событий (7 класс) В этот период многие страны в Европе смогли подняться на принципиально новый уровень развития, улучшив свою экономику, научную и техническую базу...

23 11 2020 20:49:46

Природные зоны Мексики – основные особенности

Природные зоны Мексики – основные особенности Здесь можно встретить несколько природных зон: степи, пустыни, полупустыни влажные тропические леса...

21 11 2020 5:27:24

Местоимения в русском языке – какие бывают, таблица с примерами и правила (4-6 класс)

Местоимения в русском языке – какие бывают, таблица с примерами и правила (4-6 класс) В таблице описаны различные виды местоимений по значению, а также варианты их соотношений с другими частями речи...

20 11 2020 20:52:53

Эдди Меркс (Eddy Merckx) краткая биография велосипедиста

Эдди Меркс (Eddy Merckx) краткая биография велосипедиста В 1964 году в биографии Эдди Меркса был выигран любительский чемпионат...

19 11 2020 23:50:38

Past perfect примеры предложений с переводом

Past perfect примеры предложений с переводом На помощь придут примеры предложений в Past Perfect с переводом: утвердительные, вопросительные и отрицательные...

18 11 2020 3:47:22

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 :: Знания -21 ::