6 пчел    

Полная биография Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований.

Детство

Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии (Архангельская область) в зажиточной семье помора Василия Дорофеевича (1681—1741) и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор, Елены Ивановны (урождённой Сивковой) Ломоносовых. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда ему было девять лет. В 1721 году отец женился на Феодоре Михайловне Усковой. Летом 1724 года и она умерла. Через несколько месяцев, возвратившись с промыслов, отец женился в третий раз — на вдове Ирине Семёновне (в девичестве Корельской). Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой и завистливой мачехой».

Михаил начал помогать отцу с десяти лет. Вместе они ходили рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше — всё это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора».

Принадлежность к поморам

Ставится под сомнение именование «помором» Михаила Васильевича Ломоносова, происходившего из семьи крестьян Куростровской волости под Холмогорами, которые только по случаю и редко занимались дальними для них морскими промыслами. Журналист Дмитрий Семушин утверждает, что «Поморскость» М. В. Ломоносова — это красивый исторический миф.

Сам М. В. Ломоносов сообщил о своём происхождении на допросе 4 сентября 1734 г. в канцелярии московского синодального правления: «Рождением-де он, Михайло Архангелогородской губернии Двинского уезда дворцовой Куростровской деревни крестьянина Василия Дорофеева сын, и тот-де его отец и поныне в той деревне обретается с прочими крестьяны и положен в подушный оклад». Исторических документов, в которых М. В. Ломоносов именовал себя или своих родственников «поморами», не существует. Он — крестьянин по сословному состоянию и двинянин по местному региональному определению. Локализация «двинянин», то есть житель Двинского уезда, согласуется с определением «двинские жители» («двинской народ»), используемым младшим современником М. В. Ломоносова местным историком архангелогородцем Василием Васильевичем Крестининым (1729—1795).

В документах со сведениями об отце М. В. Ломоносова Василии Дорофеевиче и его дяде Луке Леонтьевиче, сохранившихся в Государственном архиве Архангельской области, они именуются «крестьянами Куроостровской волости», «двинянами», «холмогорцами», но никак не «поморами». Племянница М. В. Ломоносова, Матрёна Евсеевна Головина (в замужестве Лопаткина), воспоминания которой были записаны в 1828 году Павлом Петровичем Свиньиным в Архангельске, не именовала «поморами» самого М. В. Ломоносова и встречавшихся с ним его земляков, приходивших из Архангельска на кораблях в Санкт-Петербург.

Биографом, который впервые сделал из М. В. Ломоносова «помора», был русский историк Владимир Иванович Ламанский (1833—1914). К столетию cмepти учёного в 1863 г. он издал его биографию, в которой впервые в биографической литературе М. В. Ломоносов назван «помором». В. И. Ламанский с начала 60-х гг. ХIХ в. занимался историей Российской академии наук. Он никогда не был специалистом по истории Русского Севера. Но при этом В. И. Ламанский был чрезвычайно талантливым и плодовитым историком, потому биография В. И. Ламанского повлияла на всё последующее биографическое «ломоносоведение».

Начальное образование

Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учёности», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и чётко писал.

Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить.

Образование в России (1731—1735)

В декабре 1730 года 19-летний Михаил отправляется вместе с рыбным караваном из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий учёный покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь подаренные ему соседом «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.

Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть, в Славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина».

В письме И. И. Шувалову (10 мая 1753 года) он вспоминает обстоятельства своей жизни того времени и рассказывает о страстной тяге своей к учёбе, бедности («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников.

Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, — издания светского содержания и философские, и даже — физические и математические сочинения; «находимыя в оной книги утвердили его в языке славянском». Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы.

В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но, не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов».

Первый петербургский период

В 1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов был вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук. По одной из версий, богословская карьера Ломоносова оборвалась из-за вскрывшегося подлога документов при поступлении. Рукоположение не состоялось, но способный семинарист был направлен на ниву естествознания. В первые дни пребывания в Петербурге Ломоносов и его товарищи поселились при самой Академии Наук, а в дальнейшем переехали на жительство в снятое Академией каменное здание новгородской епархии на 1-й линии Васильевского острова, около Невы. Для них были куплены простые деревянные кровати с тюфяками, по одному маленькому столу и стулу, на всех три платяных и три книжных шкафа. Им были выданы необходимые одежда, обувь, бельё и т. д. Одним из существенных пробелов в их образовании было то, что они не знали немецкого языка, распространённого в то время в Академии. Занятия начались с изучения немецкого языка, которому их обучал ежедневно учитель Христиан Герман.

Под руководством В. Е. Адодурова он начал изучать математику, у профессора Г. В. Крафта знакомился с экспериментальной физикой, самостоятельно изучал стихосложение. По свидетельству ранних биографов, в течение этого довольно непродолжительного периода обучения в Петербургской академии Ломоносов «слушал начальные основания философии и математики и прилежал к тому с крайнею охотою, упражняясь между тем и в стихотворении, но из сих последних его трудов ничего в печать не вышло. Отменную оказал склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии».

Учёба за границей (1736—1740)

В марте 1736 года Академия Наук (в лице президента Иоганна Корфа) принимает решение отправить в Европу 12 наиболее способных молодых людей из «Спасских школ» для обучения естественным (физика, химия) и техническим наукам (металлургия, горное дело). Переехав в Германию, Ломоносов поселяется в доме вдовы немецкого пивовара, на дочери которого он впоследствии женился.

За границей Ломоносов обучался пять лет: около 3 лет в Марбургском университете, под руководством знаменитого Христиана Вольфа, и около года во Фрайберге, у Генкеля; около года провёл он в переездах, был в Голландии.

Помимо заявленного обучения, Ломоносов укрепил свои знания немецкого языка, обучался французскому и итальянскому языкам, танцам, рисованию и фехтованию. В период обучения в Марбургском университете Ломоносов начал собирать свою первую библиотеку, потратив на книги значительную часть выдававшихся денег. Весьма внушителен список художественной литературы, вошедшей в это его первое собрание; здесь и античность, и современные авторы: Анакреон, Сафо, Вергилий, Сенека, Овидий, Марциал, Цицерон, Плиний Младший, Помей, Эразм Роттердамский, Фенелон, Свифт, Гюнтер, «Избранные и лучшие письма французских писателей, переведённые на немецкий язык» (Гамбург, 1731), «Вновь расширенное поэтическое руководство, то есть кратко изложенное введение в немецкую поэзию» И. Гюбнера (Лейпциг, 1711) и другие.

1737—1738 годы Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Его первая студенческая работа по физике «О превращении твёрдого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости».

Весной 1739 года Ломоносов представил ещё одну работу «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящих в сцеплении корпускул», в которой рассматривались вопросы о строении материи и намечались контуры новой корпускулярной физики и химии.

Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей немецкой литературой. Ломоносов занимался с увлечением не только теоретическим изучением западноевропейской литературы, но и пpaктической работой над стихотворными переводами.

Жизнь Ломоносова и его товарищей за границей осложнялась из-за неурядиц с пересылкой денег на их содержание и обучение. Средства от Академии Наук поступали нерегулярно, и студентам приходилось жить в долг.

К началу 1739 года Ломоносов и его товарищи завершили своё обучение в Марбурге. К этому времени от него уже забеременела дочь хозяйки, 19-летняя Елизавета Цильх, с которой он сыграл свадьбу в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года. Первая их дочь Екатерина родилась до свадьбы и считалась незаконнорождённой. Вскоре из Петербурга пришло предписание готовиться к отъезду во Фрайберг к Генкелю для изучения металлургии и горного дела.

Пять дней потребовалось русским студентам на дорогу до Фрайберга. 14 июля 1739 года они прибыли в этот старейший горнозаводской центр Саксонии.

После относительно независимой и свободной университетской жизни в Марбурге русские студенты попали в полное подчинение к строгому и педантичному Й. Ф. Генкелю. Обучение Генкель начал с занятий минералогией и металлургией. Преподавание строилось в основном на пpaктических занятиях: посещение рудников и металлургических заводов сопровождалось объяснениями производственных процессов. Здесь Ломоносов познакомился с устройством рудников, способами укрепления шахт, подъёмными машинами. Позднее, в своей книге «Первые основания металлургии, или рудных дел», Ломоносов широко использовал знания и опыт, приобретённый во Фрайберге.

Первая серьёзная ссора с наставником разразилась в конце декабря 1739 года. Поводом послужил отказ Ломоносова выполнить черновую работу, которую ему поручил Генкель. Весной, когда Ломоносов и его коллеги после очередного скандала пришли просить денег на своё содержание, Генкель им отказал. Отношения оказались окончательно испорчены. Кроме того, Ломоносов считал, что ему уже нечему учиться во Фрайберге.

Возвращение в Россию

В начале мая 1740 года Ломоносов, оставив некоторые свои книги товарищам и захватив с собой небольшие пробирные весы с гирьками, навсегда покинул Фрайберг. Ломоносов рассчитывал с помощью барона Г. К. фон Кейзерлинга, русского посланника, уехать в Россию. Но, прибыв в Лейпциг, где, по его расчётам, должен был находиться посланник, Ломоносов не застал его там. Затем он решил возвращаться в Россию морским путём через Голландию, но, по дороге был схвачен и завербован в прусскую армию, оказался в немецкой казарме в Везеле, прослужив несколько недель в прусской армии, откуда вскоре дезертировал.

В октябре 1740 года Ломоносов опять в Марбурге, где вновь живёт в доме тёщи. Возвращение Ломоносова в Петербург шло через порт Любек, который он покинул в мае 1741 года.

Второй Петербургский период

Адъюнкт

8 июня в 1741 году 30-летний Ломоносов вернулся в Петербург, оставив жену в Марбурге. В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене, пока она не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург.

10 июня 1741 года Ломоносов был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. Будучи студентом и не получая никакого жалования, Ломоносов под руководством Аммана приступил к составлению Каталога собраний минералов и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры.

24 августа 1741 года Ломоносов представил на прочтение академиков две диссертации: одну по физике и другую по химии. Он надеялся, что их одобрят, а их автора, согласно данному Академией обещанию при отправке его за границу, произведут в экстраординарные профессора. Но месяцы сменялись месяцами, а Ломоносов всё не получал никакого назначения. В ожидании он занялся переводами статей профессора физики Крафта.

Наконец, 25 ноября 1741 года на престол вступила императрица Елизавета Петровна. Убеждённый в том, что императрица не намерена покровительствовать иноземцам, Ломоносов решается подать прошение на высочайшее имя о своём назначении. На этот раз прошение возымело надлежащее действие и Шумахер поторопил академиков высказать своё мнение о диссертациях Ломоносова.

8 января 1742 года секретарь канцелярии уже подписал следующее постановление:

«Понеже сей проситель, студент Михайло Ломоносов, специмен своей науки ещё в июле месяце прошлого 1741 году в конференцию подал, который от всех профессоров оной конференции так опробован, что сей специмен и в печать произвесть можно; к тому ж покойный профессор Амман — его, Ломоносова, канцелярии рекомендовал; к тому-же оный Ломоносов в переводах с немецкого и латинского на российский язык довольно трудился, а жалованья и места поныне ему не определено; то до дальнейшего указа из Правительствующего сената и нарочного Академии определения быть ему Ломоносову, адъюнктом физического класса. А жалованья определяется ему с 1742 года, января с 1 числа, по 360 рублей на год, счисляя в то число квартиру, дрова и свечи».

Вступив в должность, Ломоносов почти тотчас же обратился с предложением устроить химическую лабораторию, которой до сих пор ещё не было при Академии наук. Но это первое предложение не обратило на себя никакого внимания.

В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, постановил: «Оного адъюнкта Ломоносова для его довольного обучения от наказания освободить, а во объявленных им продерзостях у профессоров просить прощения» и жалованье ему в течение года выдавать «половинное». В это время из Германии приезжает жена Елизавета. Следует отметить, что борьба немецкой и антинемецкой партии в Академии происходила на фоне конца правления Анны Иоановны, которое хаpaктеризовалось бироновщиной и «засильем немцев» — доминированием иностранцев в государственном аппарате, науке и образовании.

Профессор

25 июля 1745 года специальным указом 34-летнему Ломоносову было присвоено звание профессора химии. Его диссертация называлась «О металлическом блеске». По табели о рангах он становился чиновником VII класса и получал дворянский статус. В том же году он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 году — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о пpaктическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведёт свои занятия в области минералогии, физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных тpaктатов.

В 1748 году при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого профессор химии Ломоносов начинает вести полемику с Г. Ф. Миллером. Он предъявляет Миллеру обвинения в умышленном принижении русского народа в научных исследованиях. Ломоносов представляет ряд записок и проектов с целью «приведения Академии Наук в доброе состояние», усиленно проводя мысль о «недоброхотстве учёных иноземцев к русскому юношеству», к его обучению.

В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при дворе. В 1753 году Ломоносову, при помощи И. И. Шувалова, удаётся устроить фабрику мозаики. Для этих целей 6 мая 1753 императрица Елизавета жалует Ломоносову мызу Усть-Рудица и четыре окрестных деревни.

В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье профессора Г. В. Рихмана, который погиб в 1753 году во время электрического эксперимента; особенно озабочен Ломоносов тем, чтобы «сей случай (cмepть Рихмана во время физических опытов) не был протолкован противу приращения наук».

В 1754 г. Ломоносов, недовольный тем, что премия за решение объявленной Академией наук задачи досталась У. Сальхову, в сердцах отказался от кафедры химии. Миллер его слова об отказе заведовать кафедрой химии внёс в протокол, и кафедра была передана Сальхову. Лишённый лаборатории, Ломоносов с этого времени вынужден был заниматься химией у себя дома и в Усть-Рудицах.

Ломоносов сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создаёт ему массу завистников, во главе которых стоит И. Д. Шумахер. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.

Коллежский советник

13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. По табели о рангах он становился чиновником VI класса. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами. Назначенный в 1758 году главой Географического департамента Академии наук, Ломоносов начинает работу по составлению нового «Атласа российского» и добивается рассылки во все губернии географических анкет, сведения из которых могли бы помочь в создании различных карт. В 1759 году он занят устройством гимназии и составлением устава для неё и университета при Академии, причём, опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: «куда с учёными людьми?». Учёные люди — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом (востоком)». В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном» в 1764 году снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почётным члeном Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) академий наук.

Cмepть

Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления лёгких. Незадолго до cмepти Ломоносова посетила императрица Екатерина II,

«чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764).

На следующий день после cмepти Ломоносова его библиотека и бумаги были по приказанию Екатерины II опечатаны Г. Г. Орловым, перевезены в его дворец и исчезли бесследно. Уже современники связывали изъятие документов с боязнью «выпустить в чужие руки» бумаги Ломоносова.

Ломоносов был похоронен 8 (19) апреля 1765 года на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Надгробие М. В. Ломоносова, поставленное канцлером М. И. Воронцовым — стела из каррарского мрамора с латинской и русской эпитафией и аллегорическим рельефом. Мастер Ф. Медико (Каррара) по эскизу Я. Штелина, 1760-е годы.

В то же время поэт Сумароков так откомментировал cмepть Ломоносова:

Угомонился Дypaк и не будет более шуметь!
Предметы Еще

Полное или частичное копирование материалов разрешается только с указанием активной гиперссылки на https://obrazovaka.ru
Copyright © 2008-2019 Образовака Контакты

Главные центры мирового хозяйства – ТНК и развитые страны, классификация

Главные центры мирового хозяйства – ТНК и развитые страны, классификация Его субъектами являются такие единицы, которые способны управлять капиталом, финансами, трудовыми ресурсами, информацией на уровне мирового масштаба...

11 05 2021 6:29:28

Самая краткая биография Чехова

Родился в Таганроге в семье купца...

10 05 2021 1:46:12

Строение животной клетки (9 класс, биология) – особенности и функции

Строение животной клетки (9 класс, биология) – особенности и функции Однако каждое царство имеет свои особенности...

09 05 2021 4:44:55

Самая краткая биография Гитлера

Родился 20 апреля 1889 года на границе Германии, Австрии...

08 05 2021 21:13:45

Джек Джонсон (Jack Johnson) краткая биография боксера

Джек Джонсон (Jack Johnson) краткая биография боксера При рождении он получил имя Джон Артур Джонсон...

07 05 2021 16:38:39

Глагол to be в Present Simple, спряжение

Глагол to be в Present Simple, спряжение Эта статья поможет разобраться с тонкостями употрeбления глагола и избежать ошибок на пpaктике...

06 05 2021 16:18:48

Механизм государства – понятие и структура, функции бюрократии и бюрократизма

Механизм государства – понятие и структура, функции бюрократии и бюрократизма И эти проявления часто называют механизмом государства...

05 05 2021 9:50:13

Неопределенные местоимения в английском языке – таблица, предложения (6 класс)

Неопределенные местоимения в английском языке – таблица, предложения (6 класс) Эти части речи имеют много производных, которые могут употрeблляться в значении прилагательных и существительных...

04 05 2021 14:52:26

Природные ресурсы Великобритании, полезные ископаемые

Природные ресурсы Великобритании, полезные ископаемые Указывает на основные источники дохода в прошлом и нынешнем Великобритании...

03 05 2021 13:31:19

На какие вопросы отвечает местоимение в русском языке

На какие вопросы отвечает местоимение в русском языке Зависят они от лексических и грамматических признаков этой части речи...

02 05 2021 14:42:37

Горные породы и минералы – чем отличаются, какие входят в состав

Горные породы и минералы – чем отличаются, какие входят в состав Внешняя оболочка земного шара состоит из множества пород и самых различных минералов, каждый из которых представляет большой интерес для науки...

01 05 2021 2:46:12

Обитатели леса, как связаны между собой (3 класс)

Обитатели леса, как связаны между собой (3 класс) Обитатели леса способны жить по соседству, не мешая друг другу...

30 04 2021 1:46:38

Семейные правоотношения (9 класс, обществознание)

Семейные правоотношения (9 класс, обществознание) Отношения между члeнами семьи регулируются не только нормами морали, но и государством...

28 04 2021 19:24:37

Спрос и предложение, их эластичность (обществознание, 10 класс)

Спрос и предложение, их эластичность (обществознание, 10 класс) На них построены взаимосвязи между ценой на любой товар, стоимостью услуг, предлагаемых производителями...

27 04 2021 19:18:59

Род имен существительных – мужской, женский, средний. Как определить?

Род имен существительных – мужской, женский, средний. Как определить? Сколько родов имеют существительные и как правильно определить данную категорию у этой части речи? На эти и другие вопросы вы найдёте ответы в статье...

26 04 2021 17:15:43

Межличностные отношения и их виды (6 класс, обществознание)

Межличностные отношения и их виды (6 класс, обществознание) Данный материал посвящён теме межличностных отношений, которая изучается на уроке в 6 классе обществознания...

25 04 2021 22:37:59

Прилагательные в английском языке – таблица для детей (7 класс)

Прилагательные в английском языке – таблица для детей (7 класс) В отличие от прилагательных в русском языке их английские собратья не изменяются ни по числам, ни по родам и ни по падежам...

24 04 2021 7:38:44

Общая хаpaктеристика Зарубежной Европы – состав, населения и хозяйство по странам (11 класс)

Общая хаpaктеристика Зарубежной Европы – состав, населения и хозяйство по странам (11 класс) Она занимает территорию площадью пять миллионов квадратных километров, на которой проживает 520 миллионов человек...

23 04 2021 3:13:10

Таблица “Климат, животные и растения природных зон”

Таблица “Климат, животные и растения природных зон” Различия имеются и в растительном, и в животном мире...

21 04 2021 1:14:54

Компоненты географической оболочки 7 класс

Компоненты географической оболочки 7 класс При этом они не функционируют сугубо автономно, но постоянно взаимодействуют...

20 04 2021 21:56:44

Метаморфические горные породы – примеры, как образуются, классификация

Метаморфические горные породы – примеры, как образуются, классификация Так, в результате внешнего воздействия со временем образуются метаморфические горные породы...

19 04 2021 11:46:35

Минеральное питание растений и фотосинтез, корень и корневище как органы питания (6 класс)

Минеральное питание растений и фотосинтез, корень и корневище как органы питания (6 класс) Обеспечение себя питательными веществами происходит за счёт фотосинтеза и минерального питания растений...

18 04 2021 15:50:40

Культура Древнего Востока в таблице (кратко для 5 класса)

Культура Древнего Востока в таблице (кратко для 5 класса) Именно здесь произошел важный переход к оседлому образу жизни, появились условия для возникновения первых крупных государств, получило развитие искусство, культура, науки...

17 04 2021 1:39:29

Класс Двудольные – семейства в таблице, их признаки, семена (6 класс)

Класс Двудольные – семейства в таблице, их признаки, семена (6 класс) Эти классы имеют существенные различия...

16 04 2021 21:34:55

Александра Баданина краткая биография журналистки

Александра Баданина краткая биография журналистки Талантливая дeвyшка, которая смогла всего добиться своим трудом, неимоверным рвением к знаниям и усидчивостью...

15 04 2021 0:34:11

Источники уголовного права – международные договоры и системы

Источники уголовного права – международные договоры и системы Уголовное право основывается на целом комплексе источников, имеющих юридическую силу...

12 04 2021 23:12:23

Рельеф дна мирового океана (6 класс) – профиль и крупные формы

Рельеф дна мирового океана (6 класс) – профиль и крупные формы Различить неровности можно только исследуя глубины океана...

11 04 2021 14:19:31

Народы Африки (Северной и Южной)

Народы Африки (Северной и Южной) Формирует представление о зональной заселенности материка...

10 04 2021 6:39:48

Природные зоны Африки – хаpaктеристика, положение, карта и таблица для 7 класса

Природные зоны Африки – хаpaктеристика, положение, карта и таблица для 7 класса Линия экватора, проходящая через центр Чёрного континента, симметрично делит его площадь на разные природные зоны...

09 04 2021 21:33:34

Лу Гериг (Lou Gehrig) краткая биография бейсболиста

Лу Гериг (Lou Gehrig) краткая биография бейсболиста Наиболее известен как «железная лошадь», герой «Нью-Йорк Янкиз»...

08 04 2021 7:33:19

Первые известия о Руси (история, 6 класс)

Первые известия о Руси (история, 6 класс) Они велись монахами во Франкской империи...

07 04 2021 0:52:17

Какой бывает трaнcпорт (2 класс) по окружающему миру

Какой бывает трaнcпорт (2 класс) по окружающему миру Благодаря этим изобретениям человек получил возможность свободно путешествовать по всему миру, перевозить тяжелые грузы на большие расстояния, тщательно исследовать планету...

06 04 2021 10:51:51

Что мы знаем о народах России (окружающий мир)

Что мы знаем о народах России (окружающий мир) Подобное разнообразие стало возможным благодаря большой площади, занимаемой государством...

05 04 2021 21:54:11

Краткая биография Шмуэль Йосеф Агнон (Shmuel Yosef Agnon) Писатели

Краткая биография Шмуэль Йосеф Агнон (Shmuel Yosef Agnon)  Писатели Его рассматривают как одного из величайших писателей художественной литературы на иврите 20-го века...

04 04 2021 15:36:13

Великобритания – столица, королева и площадь

Великобритания – столица, королева и площадь Содержит информацию о политическом устройстве страны...

02 04 2021 5:54:28

Краткая биография Маяковского и интересные факты творчества Владимир Владимировича

Краткая биография Маяковского и интересные факты творчества Владимир Владимировича Кроме того – талантливый актер кино, режиссер и сценарист...

01 04 2021 21:56:37

Ресурсы мирового океана (география 10 класс) – шельфы, энергетические, биологические и основные ресурсы

Ресурсы мирового океана (география 10 класс) – шельфы, энергетические, биологические и основные ресурсы По мнению всех исследователей, он является огромной кладовой природных богатств, самых разных ресурсов, исчерпаемых и неисчерпаемых, возобновляемых и невозобновляемых...

27 03 2021 1:39:38

Глаголы настоящего времени – как изменяются, примеры окончаний

Глаголы настоящего времени – как изменяются, примеры окончаний Данная грамматическая категория является изменяемой и присуща исключительно глаголам несовершенного вида...

25 03 2021 5:17:13

Явления природы (2 класс, окружающий мир) – примеры живой и неживой

Явления природы (2 класс, окружающий мир) – примеры живой и неживой Все изменения, которые мы можем наблюдать в окружающем мире – это явления природы...

24 03 2021 18:41:32

Природные зоны Новосибирской области и Новосибирска

Природные зоны Новосибирской области и Новосибирска На ее территории сменяются три крупнейшие природные зоны: тайга, лесостепь и степь...

23 03 2021 11:52:29

Климат Африки – типы и карта, кратко для урока географии в 7 классе

Климат Африки – типы и карта, кратко для урока географии в 7 классе Естественно,  такое положение очень сильно повлияло на климат Африки...

22 03 2021 18:40:17

Религия как социальный институт – кратко о функциях

Религия как социальный институт – кратко о функциях Приобретая новые черты, она изменялась, но не теряла своего значения, поэтому можно говорить о том, что религия – это один из институтов общества...

19 03 2021 4:13:50

Многообразие члeнистоногих на Земле, тип и классы, разнообразие представителей

Многообразие члeнистоногих на Земле, тип и классы, разнообразие представителей Представители Члeнистоногих населяют, как водное, так и наземное прострaнcтво нашей планеты...

18 03 2021 18:36:53

Зоны корня и их функции в таблице

Зоны корня и их функции в таблице Каждая зона отличается строением, длиной, функцией...

17 03 2021 15:10:55

Виды юридической ответственности, смысл понятия, какие принято выделять в таблице

Виды юридической ответственности, смысл понятия, какие принято выделять в таблице Социальная ответственность – это отношения между личностью и какой-либо социальной группой или государством в целом...

16 03 2021 7:19:56

Джордж Сорос (George Soros) краткая биография бизнесмена

Известен своей инвестиционной смекалкой и широкой благотворительной деятельностью...

15 03 2021 9:11:42

Марианская впадина на карте, глубина, где находится, кто живет на дне

Марианская впадина на карте, глубина, где находится, кто живет на дне Она является одним из знаменитых объектов мира...

14 03 2021 5:41:49

Научно-техническая революция и мировое хозяйство (география)

Научно-техническая революция и мировое хозяйство (география) Резкий скачек в 18 веке, называемые промышленной революцией, дал начало современной расстановке сил и формированию мировых экономических лидеров...

13 03 2021 11:20:17

Природные зоны Дальнего Востока России кратко

Природные зоны Дальнего Востока России кратко В силу огромной территории природные зоны Дальнего Востока отличаются многообразием и уникальностью ландшафтов, флоры и фауны...

12 03 2021 22:51:18

Эмануэль Ласкер (Emanuel Lasker) краткая биография шахматиста

Эмануэль Ласкер (Emanuel Lasker) краткая биография шахматиста В биографии Эмануэля Ласкера в 1894 году им была завоевана победа на чемпионате мира...

11 03 2021 11:19:35

Причины Великой Отечественной войны 1941-1945 – повод и предпосылки начала

Причины Великой Отечественной войны 1941-1945 – повод и предпосылки начала После нападения Германии в войну вступил СССР, развернув самый обширный Восточный фронт боевых действий...

10 03 2021 17:28:16

Западный фронт Первой мировой войны – основные действия

Западный фронт Первой мировой войны – основные действия Французы мечтали поквитаться и вернуть свои земли, что не могло не столкнуть две великие нации в новой схватке...

08 03 2021 16:53:11

Наши подземные богатства – полезные ископаемые в таблице

Наши подземные богатства – полезные ископаемые в таблице Россия занимает одно из лидирующих мест по количеству месторождений и добыче полезных ископаемых...

07 03 2021 4:24:59

Суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, правописание и правило

Суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, правописание и правило Полные и краткие формы страдательных причастий образуются при помощи определенных суффиксов, полный перечень которых приведен в этой статье...

06 03 2021 5:44:56

Условные предложения в английском языке – типы в таблице, придаточные условия

Условные предложения в английском языке – типы в таблице, придаточные условия Такие конструкции довольно сложные для обучающихся, поэтому необходимо внимательно изучить правило...

04 03 2021 17:32:13

Схемы предложений с однородными члeнами предложения – сложные примеры для 4 класса

Схемы предложений с однородными члeнами предложения – сложные примеры для 4 класса Могут быть как главными, так и второстепенными члeнами предложения...

02 03 2021 22:57:12

Природные зоны Субтропического пояса, степь и пампа как основные субтропики

Природные зоны Субтропического пояса, степь и пампа как основные субтропики Выделяют несколько природных зон субтропического пояса, обладающих сходным климатом...

01 03 2021 23:50:31

Нидерландская буржуазная революция – причины и итоги кратко

Нидерландская буржуазная революция – причины и итоги кратко Правителем территорий стал его сын Филипп ΙΙ, политика которого привела к массовым восстаниям...

28 02 2021 5:41:42

Мировой экономический кризис 1929-1933 кратко о причинах и проявлениях

Мировой экономический кризис 1929-1933 кратко о причинах и проявлениях Его последствия были очень тяжелыми и носили глобальный хаpaктер...

27 02 2021 12:25:27

Глагол have – формы в английском языке

Глагол have – формы в английском языке В своем непосредственном значении have используется не во всех временных группах...

23 02 2021 19:40:31

Причастный и деепричастный оборот – правило и примеры употрeбления и образования

Причастный и деепричастный оборот – правило и примеры употрeбления и образования В данной статье рассмотрены особенности и правила употрeбления каждого вида оборота, приведены примеры их грамотного использования в речи...

22 02 2021 10:39:27

Междометие в русском языке, примеры, как подчеркивается и для чего служит и на какие вопросы отвечает

Междометие в русском языке, примеры, как подчеркивается и для чего служит и на какие вопросы отвечает Помогают выражать различные чувства и эмоции междометия – лексико-грамматический класс неизменяемых слов и словосочетаний...

21 02 2021 3:28:55

Химические свойства солей и их получение в таблице (8 класс, химия)

Химические свойства солей и их получение в таблице (8 класс, химия) Химические свойства солей позволяют получать различные соединения...

20 02 2021 2:47:37

Туризм Зарубежной Европы – достопримечательности, отдых и объекты всемирного культурного наследия

Туризм Зарубежной Европы – достопримечательности, отдых и объекты всемирного культурного наследия Поэтому Зарубежная Европа представляет большой интерес для туристов и людей, интересующихся историей...

19 02 2021 4:38:20

Страны Балтии – список, народы и географическое положение

Страны Балтии – список, народы и географическое положение Материал содержит данные относительно географического положения стран, их экономики и этнического состава...

18 02 2021 23:31:37

Биологическое значение мейоза, в чем заключается смысл и сущность

Биологическое значение мейоза, в чем заключается смысл и сущность Одним из них является процесс деления, именуемый мейозом...

17 02 2021 3:23:13

Растения Южной Америки – растительный мир саванн, особенности эндемиков

Растения Южной Америки – растительный мир саванн, особенности эндемиков Природа, которая во многих регионах материка сохранилась в своем первозданном виде, до сих представляет большой интерес для исследователей и ученых во всем мире...

16 02 2021 12:42:57

Таблица “Почвы и природные зоны” – коричневые и каштановые, какие хаpaктерны для разных зон и топов

Таблица “Почвы и природные зоны” – коричневые и каштановые, какие хаpaктерны для разных зон и топов Большое разнообразие климатических поясов привело к тому, что материки были разделены на природные зоны: одни из них очень похожи между собой, другие – уникальны и неповторимы...

15 02 2021 5:22:59

Роберт Рождественский биография кратко, личная жизнь и творчество поэта

Одна из ярких фигур эпохи «шестидесятников», чьим творчеством наслаждалось не одно поколение советского народа...

13 02 2021 7:34:14

Джордж Ванкувер – английский мореплаватель и исследователь

Джордж Ванкувер – английский мореплаватель и исследователь Ему удалось создать точные карты и описания этого региона, собрать большое количество информации, которая оказала большую помощь при дальнейшем его изучении...

12 02 2021 10:42:14

Валерий Гончаров краткая биография гимнаста

Валерий Гончаров краткая биография гимнаста Является члeном Ассоциации атлетов «Клуб Биола», где поддерживает мероприятия по созданию и развитию детского спортивного движения...

11 02 2021 16:10:27

Рельеф Северной Америки – крупные формы, строение плит

Рельеф Северной Америки – крупные формы, строение плит Некоторые из них продолжаются и до наших дней...

09 02 2021 23:28:57

Географическая оболочка Земли: определение, состав, строение и границы для урока 7 класс

Географическая оболочка Земли: определение, состав, строение и границы для урока 7 класс Главным объектом изучения являются различные геосферы и геосистемы...

08 02 2021 11:46:18

Визитная карточка Зарубежной Европы по странам

Визитная карточка Зарубежной Европы по странам Это огромная территория, на которой находится большое количество государств...

06 02 2021 20:53:45

Виды растений (3 класс, окружающий мир)

Виды растений (3 класс, окружающий мир) Даже в самых отдаленных уголках земного шара, в местах с очень суровым климатом, можно встретить различные виды растений...

05 02 2021 16:22:37

Многообразие птиц и их значение в таблице (7 класс, биология)

Многообразие птиц и их значение в таблице (7 класс, биология) В природе насчитывается более 10 тысяч современных видов...

04 02 2021 17:20:18

Философия Эпохи Просвещения – кратко самое главное об особенностях и философах

Философия Эпохи Просвещения – кратко самое главное об особенностях и философах Новые тенденции в европейской культуре были названы эпохой Просвещения...

03 02 2021 13:51:20

Восточная Сибирь – краткая хаpaктеристика (8 класс), географическое положение и протяженность

Восточная Сибирь – краткая хаpaктеристика (8 класс), географическое положение и протяженность Данный регион отличается суровым климатом, ограниченной флорой и фауной, и невероятно богатыми природными ресурсами...

02 02 2021 11:17:25

Вилли Шумейкер (Willie Shoemaker) краткая биография

Вилли Шумейкер (Willie Shoemaker) краткая биография Биография Вилли Шумейкера наиболее известна как история четырехкратного победителя Кентукки Дерби, который позже был парализован...

01 02 2021 22:22:20

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 :: Знания -21 ::