Индийские касты в обществе (5 класс)
Особенности понятия
Латиноамериканское понятие «каста» (расовая классификация) довольно часто ошибочно применяют к индийским варнам. На самом деле существуют определенные различия:
- Между кастами формально разрешалось смешение, чего категорично не допускают варны;
- Касты изначально основывались на внешних различиях (цвет кожи), а варны – на правовом положении.
Индийские касты называются джати и являются результатом разделения варн на подгруппы. Варны – это индийские сословия, состав, права и обязанности которых официально определены. Чаще всего джати связаны с видом деятельности, а варны определяют статус касты в религиозно-ритуальной системе. Джати в Индии большое количество (касты могут состоять из подкаст), а варн всего четыре.
Существует миф о разделении индийцев на варны. Для благополучия мира бог Брахма создал четыре сословия из частей своего тела, установив для них четкий круг занятий. Из уст получился брахман, из рук – кшатрия, из бедер – вайшья, из ступней – шудра.
Рис. 1. Изображение бога Брахмы.
Принципы разделения
Касты индийского общества (джати) входят в состав одной из четырех варн, которые сформировались около 1500 года до н. э. и сохранились до наших дней:
- Брахманы: священнослужители, ученые, преподаватели, госслужащие. Высшее сословие. Среди них также существует неравенство, но даже каста или подкаста брахманов самого низкого уровня все равно выше по статусу, чем любая каста другой варны. Им запрещен бpaк с представителем любой другой касты (подкасты), выполнение некоторых видов физических работ. Введены жесткие ограничения в еде (вегетарианство или отказ от мяса млекопитающих). Нельзя принимать пищу, приготовленную другими варнами, делать ответные подарки или подношения;
- Кшатрии: воины и руководители (администраторы, управляющие). Не имеют права на бpaк с члeнами других варн. Жена может быть из другой подкасты кшатриев, если жених не ниже ее социального уровня. Употрeбление мяса допустимо. Еду можно принимать от члeнов своей касты или брахманов;
- Вайшьи: земледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы, банкиры. Самостоятельно не занимаются физическим трудом, только контролируют хозяйственные процессы. Могут не выказывать уважение кшатриям;
- Шудры: разнорабочие, крестьяне, прислуга. «Чистые» шудры могут составлять значительную часть населения определенной местности и, владея землей, оказывать влияние на жизнь общины. Шудры не имеющие собственной земли считаются низшими.
Рис. 2. Индийские брахманы.
Отдельно выделяют касту неприкасаемых, которая не относится ни к одной из варн. Представители этой джати занимаются уборкой мусора, выделкой кожи, обработкой глины. Они лишены любых привилегий и сильно ограничены в правах, хотя выполняют важную для общины работу.
Рис. 3. Индийская каста неприкасаемых.
ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этойЧто мы узнали?
Рассмотрев в статье тему по истории для 5 класса, мы узнали о различии понятий «каста» и «варна», применяемых к индийскому обществу. Выяснили принцип разделения и особенности названных социальных групп.
Еще:
-1 ::