Философия эпохи Возрождения – кратко самое главное, основные черты, особенности
Хаpaктеристика
Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения классическим гуманизмом, возникшим в 14 веке (Флоренция). Гуманисты считали, что изучение античных произведений поможет современному (для них) познанию и усовершенствованию социальной природы человека.
Распространению гуманистических идей среди философов в 15 веке послужила организация Платоновской академии в Кареджи (1462 год). Известный меценат и госдеятель Козимо Медичи предоставил свою виллу для собраний ученых и мыслителей. Объединение возглавил итальянский философ Марсилио Фичино.
Перечислим основные черты философии эпохи Возрождения:
- Антропоцентризм: основные философские вопросы касаются человека. Он отделяется от божественного начала и рассматривается как самостоятельная система. Человек должен познать и развить себя, определить свои цели, в достижении которых нужно опираться на личные способности;
- Антирелигиозность: критикуются официальные католические утверждения; философия приобретает гражданский, а не церковный хаpaктер. Центром всего больше не является Бог или космос;
- Интерес к античности: использовались идеи того времени; утверждения, содержащиеся в античных произведениях, составляли основу гуманизма.
В философии Ренессанса чаще всего выделяют такие главные направления:
ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой- Гелиоцентризм: распространялась идея о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, как было принято считать ранее. Такое мнение противоречило религиозному, опиравшемуся на выдержки из Библии;
- Гуманизм: утверждалась высшая ценность человеческой жизни, право людей на свободное выражение своих взглядов, самостоятельный выбор жизненных ценностей;
- Неоплатонизм: представляет собой сложную теорию с мистическим уклоном о ступенчатой структуре Бытия, в которой мышлению отводится особая роль. С его помощью можно познать себя и окружающую действительность. Душа же позволяет соприкоснуться с непознанным высшим началом. Бог и Вселенная являются единым целым, а человек представлен как уменьшенная версия Вселенной;
- Секуляризм: уверенность в том, что религиозные представления и их проявления не должны зависеть от воли правителей и регулироваться правовыми нормами. Сюда относится свобода вероисповедания, право на атеизм (неверие). Деятельность же людей должна основываться на фактах, а не религиозных представлениях.
Рис. 1. Платоновская академия в Кареджи.
Философия этой эпохи непосредственно повлияла на движение Реформации. Изменившееся мировоззрение не могло не затронуть религиозные устои. Поставив человека в центр Вселенной, приравняв природу к Богу, новая философия способствовала развитию критического отношения к роскошным внешним проявлениям католицизма, поддерживающего феодальные устои.
Рис. 2. Антропоцентризм.
Известные философы
Для удобства укажем самых известных философов Ренессанса и их достижения в таблице:
Представитель |
Вклад и общая хаpaктеристика мировоззрения |
Марсилио Фичино (астролог, священник) |
Представитель платонизма. |
Николай Кузанский (теолог, ученый) |
Представитель пантеизма. |
Мишель Монтень (писатель) |
Представитель скептицизма. |
Николай Коперник (астроном, математик, механик) |
Представитель гелиоцентризма. |
Джордано Бруно (монах, поэт) |
Представитель пантеизма и эзотеризма. |
Галилео Галилей (физик, механик, астроном, математик) |
Представитель гелиоцентризма. |
Пpaктически все мыслители Возрождения изучали древнегреческий и латинский языки, позволявшие им самостоятельно читать и переводить античные тексты.
Рис. 3. Марсилио Фичино.
Что мы узнали?
Мы выяснили хаpaктерные особенности философии 15-16 веков, расшифровали ее антропоцентрическую направленность. Узнали о влиянии философской мысли Ренессанса на реформационное направление в религии.
Еще:
-1 ::