Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (8 класс) > Эрудит - интересные факты
Эрудит - интересные факты    


Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (8 класс)

Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (8 класс)

19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была затем претворена в жизнь.

Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё пpaбабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесён в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на прогнившую систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочерёдно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известнейший консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года
  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский хаpaктер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 8 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.


Основные природные зоны мира, распространение по Земле

Основные природные зоны мира, распространение по Земле Территории, обладающие общими условиями, называются природными зонами...

27 04 2024 19:25:27

Руаль Амундсен – что открыл в путешествиях?

Руаль Амундсен – что открыл в путешествиях? Он первым достиг Южного полюса, побывал на двух географических полюсах земли, которые притягивали его, словно магнитом, всю жизнь...

26 04 2024 11:41:43

Глобальные проблемы человечества и пути их решения – кратко о развитии о возможных путях разрешения

Глобальные проблемы человечества и пути их решения – кратко о развитии о возможных путях разрешения По мере своего развития цивилизация накапливает их все больше...

22 04 2024 21:36:20

Майкл Фелпс (Michael Phelps) краткая биография пловца

Майкл Фелпс (Michael Phelps) краткая биография пловца Биография Майкла Фелпса наиболее известна как история спортсмена, выигравшего восемь золотых медалей на Олимпиаде в Пекине в 2008 году...

21 04 2024 6:13:43

Эдмунд Хиллари (Edmund Hillary) краткая биография альпиниста

Эдмунд Хиллари (Edmund Hillary) краткая биография альпиниста В 1953 он вместе с Тенсингом Норгеем из Непала стали первыми людьми, покорившими вершину Эвереста...

20 04 2024 5:21:15

Вирусы – виды и названия, какие бывают (биология, 6 класс)

Вирусы – виды и названия, какие бывают (биология, 6 класс) Раздел микробиологии, изучающий вирусы, называется вирусологией...

19 04 2024 19:50:19

Present Simple отрицательные предложения – правила и примеры

Present Simple отрицательные предложения – правила и примеры В русском языке к таким показателям относятся «ни» и «нет»...

18 04 2024 2:23:39

Караваджо (Caravaggio) краткая биография художника

Караваджо (Caravaggio) краткая биография художника Фамилия Караваджо пошла от места рождения художника...

16 04 2024 1:52:56

Человек, индивид, личность, индивидуальность – соотношение понятий в обществознании

Человек, индивид, личность, индивидуальность – соотношение понятий в обществознании В обществознании существует несколько понятий, относящихся к человеку...

14 04 2024 6:31:25

Эмбриональный период развития – чем заканчивается, критические периоды и этапы

Эмбриональный период развития – чем заканчивается, критические периоды и этапы В этом периоде по определённой схеме идёт активный рост и развитие зародыша...

13 04 2024 9:51:58

Строение паукообразных – железы, ротовой аппарат, особенности органов дыхания

Строение паукообразных – железы, ротовой аппарат, особенности органов дыхания Хаpaктерные черты строения паукообразных обусловлены существованием на суше и хищническим образом жизни...

12 04 2024 14:28:11

Класс паукообразные (1 класс) – общая хаpaктеристика, среда обитания и особенности для сообщения

Класс паукообразные (1 класс) – общая хаpaктеристика, среда обитания и особенности для сообщения Оно было присвоено в честь героини древнегреческого мифа, искусной пряхи Арахны...

11 04 2024 18:37:21

Какая природная зона самая большая и занимает большую площадь России

Какая природная зона самая большая и занимает большую площадь России Огромные территории покрыты дремучими лесами...

10 04 2024 1:19:47

Культура Византии (6 класс) – кратко об образовании в Средние века

Культура Византии (6 класс) – кратко об образовании в Средние века Она стала фактической наследницей древнегреческих традиций, параллельно впитав в себя культуры восточных народов, во множестве населявших территорию империи...

09 04 2024 19:52:22

Восточная Африка – страны и государства

Восточная Африка – страны и государства Формирует представление о социально-экономическом положении в этой части континента...

08 04 2024 2:56:27

Расул Гамзатов биография кратко, творчество поэта

Расул Гамзатов биография кратко, творчество поэта Песни на его стихи были исполнены популярными советскими артистами эстрады...

07 04 2024 7:11:23

Самая краткая биография Микеланджело

Самая краткая биография Микеланджело Он был первым скульптором, который хорошо разбирался в анатомии человека, и для изображения человеческого тела в виде скульптур, работал с твердым материалом – мрамором...

06 04 2024 21:34:47

Монгольская империя – основатель, образование, распад

Монгольская империя – основатель, образование, распад Ее территория окончательно сложилась к 13 веку...

05 04 2024 0:58:46

Природная зона Арктических пустынь России – где расположена, план описания

Природная зона Арктических пустынь России – где расположена, план описания Ее нижняя граница находится приблизительно на 71 параллели, так, где остров Врангеля...

04 04 2024 21:27:29

Виды иммунитета в таблице

Виды иммунитета в таблице Различают несколько видов иммунитета в зависимости от признака классификации...

02 04 2024 3:58:17

Юлия Бордовских краткая биография телеведущей

Юлия Бордовских  краткая биография телеведущей Кандидат в мастера спорта по баскетболу...

01 04 2024 21:12:28

Северное море на карте мира – краткое описание, какие страныи побережья омывает

Северное море на карте мира – краткое описание, какие страныи побережья омывает Расположено между Британскими островами на западе, Ютландским, Скандинавским полуостровами на востоке и континентальной Европой на юге...

31 03 2024 2:31:45

Политическая раздробленность Руси – причины начала периода, план на карте (история 10 класс)

Политическая раздробленность Руси – причины начала периода, план на карте (история 10 класс) Говоря кратко, это был долгий процесс, который должно было пережить любое феодальное государство...

30 03 2024 7:22:26

Семейные правоотношения (9 класс, обществознание)

Семейные правоотношения (9 класс, обществознание) Отношения между члeнами семьи регулируются не только нормами морали, но и государством...

28 03 2024 8:23:31

Культурный ландшафт: примеры в России и мире объектов культурного наследия ЮНЕСКО

Культурный ландшафт: примеры в России и мире объектов культурного наследия ЮНЕСКО В современной географической науке под культурным ландшафтом понимается ландшафт, появившейся в результате целенаправленной преобразовательной деятельности человека, направленной на удовлетворение тех или иных пpaктических и духовных потребностей...

27 03 2024 6:15:42

Карта природных зон России (4 класс) по окружающему миру

Карта природных зон России (4 класс) по окружающему миру Полученные знания помогут еще больше узнать окружающий нас мир, отлично подготовиться к уроку и получить отменные оценки на годовых контрольных...

26 03 2024 1:13:13

Свободное время (5 класс, обществознание) – как я провожу его

Свободное время (5 класс, обществознание) – как я провожу его Обществознание за 5 класс помогает разобраться с простым термином «время»...

25 03 2024 3:44:52

Причастный оборот и одиночное причастие

Причастный оборот и одиночное причастие В предложениях сочетается с местоимениями и существительными, и обозначает признак по действию...

24 03 2024 0:50:23

Темновая фаза фотосинтеза – кратко и понятно о процессе (10 класс, биология)

Темновая фаза фотосинтеза – кратко и понятно о процессе (10 класс, биология) Для осуществления этих реакций используется энергия и вещества, запасённые в ходе световой фазы: за открытие данного цикла реакций в 1961 году была присуждена Нобелевская премия...

23 03 2024 6:45:18

Внутреннее строение млекопитающих – таблица кратко

Внутреннее строение млекопитающих – таблица кратко Вместе с тем, каждая система органов достигла у млекопитающих вершины развития и имеет уникальные особенности...

22 03 2024 7:39:11

Основные природные зоны Канады

Основные природные зоны Канады На западе страны расположена горная местность, которая находится под влиянием Тихого океана, а для равнинных областей с резко континентальным климатом хаpaктерно влияние Арктики...

18 03 2024 14:14:55

Природные зоны Африки – хаpaктеристика, положение, карта и таблица для 7 класса

Природные зоны Африки – хаpaктеристика, положение, карта и таблица для 7 класса Линия экватора, проходящая через центр Чёрного континента, симметрично делит его площадь на разные природные зоны...

16 03 2024 12:57:24

Потребности человека – виды (обществознание, 8 класс)

Потребности человека – виды (обществознание, 8 класс) Учебник за 8 класс предлагает рассмотреть понятия, необходимые для дальнейшего проникновения в дисциплину...

15 03 2024 8:13:36

Самая краткая биография Островского

Самая краткая биография Островского В биографии Александра Островского было получено домашнее образование...

12 03 2024 16:48:33

Марко Поло – что открыл в географии, место путешествий в биографии (5 класс)

Марко Поло – что открыл в географии, место путешествий в биографии (5 класс) В конце 13 века он совершил немыслимый по масштабам своего времени поход на Восток, посетив Монголию, Японию, Персию, Китай, Индию...

11 03 2024 6:48:25

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 :: Знания -21 ::