Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (8 класс) > Эрудит - интересные факты
Эрудит - интересные факты    


Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (8 класс)

Крестьянская реформа 1861 года – кратко о значении и результате проведения (8 класс)

19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была затем претворена в жизнь.

Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё пpaбабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесён в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на прогнившую систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочерёдно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известнейший консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.

Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года
  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский хаpaктер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 8 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.


Компоненты географической оболочки 7 класс

Компоненты географической оболочки 7 класс При этом они не функционируют сугубо автономно, но постоянно взаимодействуют...

24 04 2024 0:35:11

Наблюдения осени (окружающий мир, 2 класс)

Наблюдения осени (окружающий мир, 2 класс) Погода в осенние месяцы может быть очень переменчивой: сегодня солнце одаривает последними теплыми лучами, а завтра оно надолго укроется за тучи, и с утра до вечера будет моросить мелкий дождик...

23 04 2024 21:54:47

Просвещенный абсолютизм – политика, в чем заключалась главная идея эпохи, мероприятия в таблице

Просвещенный абсолютизм – политика, в чем заключалась главная идея эпохи, мероприятия в таблице Форма правления власти в этих странах получила название абсолютизма...

21 04 2024 22:57:24

Охрана природы (7 класс, география)

Охрана природы (7 класс, география) Спасти ситуацию могут радикальные меры по охране природы, которые должны предприниматься во всем мире, а их выполнение должно контролироваться на государственном уровне...

19 04 2024 0:23:52

Леса России (4 класс, окружающий мир)

Леса России (4 класс, окружающий мир) Они расположены в умеренном климатическом поясе, а это значит, что все времена года ярко выражены...

18 04 2024 14:44:24

Богатые и бедные – чем отличаются? (обществознание, 8 класс)

Богатые и бедные – чем отличаются? (обществознание, 8 класс) Эти понятия вызывают интерес и в науке...

17 04 2024 12:24:38

Борис Житков биография для детей 4 класса кратко

Борис Житков биография для детей 4 класса кратко Также внес свой вклад в отечественную педагогику...

16 04 2024 2:14:50

Глобальные экологические проблемы человечества – кратко для доклада

Взаимодействие человека и природы, которое становится все активнее, привело к нарушениям экосистемы, многие из которых являются необратимыми...

14 04 2024 6:21:44

Антропогенез – движущие силы и научные теории в таблице (9 класс, биология)

Антропогенез – движущие силы и научные теории в таблице (9 класс, биология) Слово образовано двумя греческими словами – «антропос» (человек) и «генезис» (возникновение)...

13 04 2024 2:31:41

Семейство Розоцветные – число частей цветка, общая хаpaктеристика растений, признаки

Семейство Розоцветные – число частей цветка, общая хаpaктеристика растений, признаки Многие представители розоцветных являются культурными растениями...

12 04 2024 0:15:44

Древняя Месопотамия – культура и искусство цивилизации

Древняя Месопотамия – культура и искусство цивилизации Рассмотрим, как жили люди не этой земле тысячи лет назад...

11 04 2024 3:44:29

Ромаре Берден (Romare Bearden) краткая биография художника

Ромаре Берден (Romare Bearden) краткая биография художника Детство в биографии Бердена прошло в Гарлеме, затем он обучался в университете Нью-Йорка и союзе гуманитариев Нью-Йорка...

10 04 2024 3:24:13

Внутренняя и внешняя политика Ивана 3 – кратко в таблице основные направления правления

Внутренняя и внешняя политика Ивана 3 – кратко в таблице основные направления правления Этот осторожный и умный государь за годы своего правления (1462-1505) успел сделать очень многое...

09 04 2024 15:17:33

Модальный глагол may/might – значение в английском языке

Модальный глагол may/might – значение в английском языке Он употрeбляется в сочетании с разными временными формами...

08 04 2024 19:48:13

Значение грибов в жизни человека (5 класс, биология)

Значение грибов в жизни человека (5 класс, биология) Разобраться подробнее со значением грибов не только в природе, но и жизнедеятельности человека, поможет данная статья...

07 04 2024 14:59:31

Виды деепричастий, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида

Виды деепричастий, как  образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида В этой статье описаны способы образования деепричастий обоих видов с примерами, приведены методы определения вида этой части речи...

05 04 2024 18:13:50

Право на труд – что означает? (9 класс, обществознание)

Право на труд – что означает? (9 класс, обществознание) Право на труд гарантировано каждому человеку государством...

04 04 2024 11:43:45

Адам Смит краткая биография экономиста

Адам Смит краткая биография экономиста Его наиболее известными работами являются: научная работа «Теория нравственных чувств» (1759) и книга «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)...

03 04 2024 23:30:25

Распространение реформации в Европе. Контрреформация (7 класс)

Распространение реформации в Европе. Контрреформация (7 класс) Оно приобрело название «реформация», а противоположное ему – «контрреформация»...

02 04 2024 14:20:52

Горнодобывающая промышленность России и мира, её ресурсы

Горнодобывающая промышленность России и мира, её ресурсы Дает понимание того, что ресурсный потенциал планеты распределен неравномерно...

01 04 2024 13:30:55

Природные зоны ЮАР – основные особенности

Природные зоны ЮАР – основные особенности Территория республики занимает 4% материка...

31 03 2024 6:20:29

Причины крещения Руси – кратко о предпосылках

Причины крещения Руси – кратко о предпосылках В основе судьбоносного решения князя Владимира лежали глубокие причины...

30 03 2024 11:21:22

Самая краткая биография Шаляпина

Самая краткая биография Шаляпина Родился Федор 13 февраля 1873 года в Казани в крестьянской семье...

29 03 2024 7:21:43

Краткая биография Шолом Алейхем (Sholem Aleichem) Писатели

Краткая биография Шолом Алейхем (Sholem Aleichem)  Писатели Родился в России, но писал при этом на языке идиш...

28 03 2024 10:26:50

Природные зоны Польши – основные особенности

Природные зоны Польши – основные особенности Благодаря мягкому континентальному климату природа этого края отличается приятным разнообразием, а природные зоны Польши представлены широколиственными лесами и участками высотной зональности в горах...

27 03 2024 10:24:44

Восточная Сибирь – краткая хаpaктеристика (8 класс), географическое положение и протяженность

Восточная Сибирь – краткая хаpaктеристика (8 класс), географическое положение и протяженность Данный регион отличается суровым климатом, ограниченной флорой и фауной, и невероятно богатыми природными ресурсами...

26 03 2024 10:18:23

Научно-техническая революция – взаимосвязь периодов кратко

Научно-техническая революция – взаимосвязь периодов кратко Когда же началась научно-техническая революция, и какие временные периоды она охватила? ...

21 03 2024 6:16:33

Глагол как часть речи – что такое, на какие вопросы отвечает глагол, грамматическое значение в русском языке

Глагол как часть речи – что такое, на какие вопросы отвечает глагол, грамматическое значение в русском языке В свою очередь, эта часть речи представлена различными формами...

20 03 2024 20:12:14

Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру

Как образуется почва (3 класс), гумус и минеральные соли по окружающему миру Не будь плодородной почвы на планете, растительный и животный мир был бы невероятно бедным, а рельеф земного шара – однообразным...

19 03 2024 6:16:26

Самая краткая биография Чехова

Самая краткая биография Чехова Родился в Таганроге в семье купца...

18 03 2024 4:56:41

Имя существительное как часть речи. Что называют имена существительные?

Имя существительное как часть речи. Что называют имена существительные? По каким же признакам определяется имя существительное в устной и письменной речи, на какие вопросы отвечает и как склоняется? ...

17 03 2024 1:15:38

Природные ресурсы Японии

Природные ресурсы Японии являются достаточно скудными...

16 03 2024 17:25:12

Отделы тела паукообразных – головогpyдь и брюшко

Отделы тела паукообразных – головогpyдь и брюшко Все они живут в основном на суше и имеют схожее строение тела...

13 03 2024 14:20:32

Станиславский биография кратко о режиссёре Константине Сергеевиче

Станиславский биография кратко о режиссёре Константине Сергеевиче Является создателем знаменитого московского театра и Оперного театра-студии...

11 03 2024 16:41:48

Шакил О’Нил (Shaquille O’Neal) краткая биография баскетболиста

Шакил О’Нил (Shaquille O’Neal) краткая биография баскетболиста Наиболее известен как 216-сантиметровый центровой «Финикс Санс»...

10 03 2024 8:12:50

Самая краткая биография Жуковского

Самая краткая биография Жуковского Родился в семье А...

09 03 2024 6:36:56

Юго-Восточная Азия (география, 7 класс) – отрасли, население

Юго-Восточная Азия (география, 7 класс) – отрасли, население Юго-Восточная Азия охватывает территорию площадью 5 млн...

08 03 2024 14:32:49

Природные зоны Южной Америки – список с таблицей для урока в 7 классе

Природные зоны Южной Америки – список с таблицей для урока в 7 классе Хотя большая часть его находится в экваториальном и тропическом поясах...

07 03 2024 17:41:57

“Фазы митоза” таблица – интерфаза, профаза и анафаза, кратко

Одним из них является митоз – процесс деления эукариотических клеток, при котором передаётся и сохраняется генетическая информация...

06 03 2024 21:49:45

Еще:
Знания -1 :: Знания -2 :: Знания -3 :: Знания -4 :: Знания -5 :: Знания -6 :: Знания -7 :: Знания -8 :: Знания -9 :: Знания -10 :: Знания -11 :: Знания -12 :: Знания -13 :: Знания -14 :: Знания -15 :: Знания -16 :: Знания -17 :: Знания -18 :: Знания -19 :: Знания -20 :: Знания -21 ::