Высшая нервная деятельность человека (биология, 8 класс) >
+7(977)9328978     


Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Высшая нервная деятельность человека (биология, 8 класс)

Высшая нервная деятельность человека (биология, 8 класс)

Совокупность условных рефлексов и психических функций, происходящих в отделах коры головного мозга животных и человека, называют высшей нервной деятельностью (ВНД). Термин впервые ввёл Иван Петрович Павлов.

Рефлексы

ВНД позволяет приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. Осуществляется такая адаптация посредством рефлексов (ответной реакции на раздражитель), которые И. П. Павлов разделил на два вида:

  • безусловные – врождённые, наследственные, не требуют обучения;
  • условные – приобретаемые во время жизни.

Большинство центров безусловных рефлексов находится в спинном и продолговатом мозге и не относится к ВНД.
Безусловные рефлексы хаpaктеризуются следующими признаками:

  • начинают работать после рождения;
  • свойственны всему виду;
  • сохраняются в течение всей жизни;
  • возникают в ответ на раздражение определённых рецепторов.

Примерами являются сосательный, глотательный, дыхательный рефлексы. Быстрая реакция без привлечения центров головного мозга в ответ на раздражение болевых рецепторов также относится к безусловным рефлексам.

Существуют сложные безусловные рефлексы, которые обладают цепной реакцией и влияют на поведение. Такие рефлексы называются инстинктами.

Условные рефлексы выpaбатываются постепенно под действием внешней среды и носят индивидуальный хаpaктер. Их центры находятся в коре головного мозга. У животных условные рефлексы вызываются с помощью дрессировки при повторении определённых действий. У человека условные рефлексы выpaбатываются в процессе обучения, например, реакция на красный свет при вождении автомобиля.

Рис. 1. Пример условного рефлекса.

Психические функции

Система условных и безусловных рефлекторных связей называется сигнальной. Выделяют первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система включает восприятие ощущений, их анализ, ответную реакцию. Посредством рецепторов система реагирует на свет, звук, прикосновение. Данные, полученные от органов чувств, формируют определённую картину мира с помощью психических функций. Их краткое описание представлено в таблице.

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

Функция

Описание

Ощущение

Отражение в центральной нервной системе отдельных свойств физических тел и явлений

Восприятие

Приём и обработка информации, помогающей ориентироваться в окружающем мире

Внимание

Концентрация психической деятельности на определённой (наиболее важной) информации

Память

Сохранение полученной от органов чувств информации

Мышление

Отражение внешнего мира, проявляющееся в сознательных действиях

Мотивация

Стимуляция к деятельности под действием внешних раздражителей и для удовлетворения собственных потребностей

Эмоции

Выражение отношения к внешнему миру

Рис. 2. Центры высшей нервной деятельности в коре головного мозга.

Для животных и человека многие ощущения будут одинаковыми. Так, и человек, и собака понимают, что вода – мокрая, а огонь – горячий. Однако в зависимости от развитых органов чувств и выборки информации мироощущение будет отличаться у разных представителей фауны. Например, собака живёт в мире запахов, т.к. лучше всего воспринимает эту информацию о внешнем мире.

Помимо первой сигнальной системы для высшей нервной деятельности человека хаpaктерна вторая сигнальная система, связанная с пониманием и воспроизводством речи. Вторая сигнальная система возникла из первой в результате эволюции. Жизнь в сообществе и выполнение сложных коллективных действий способствовали формированию речи. Как и другие раздражители, слово воздействует на центры коры головного мозга, формируя образы и ответную реакцию. Развивается только в сообществе при постоянном общении.

Рис. 3. Речь – вторая сигнальная система.

Всегда считалось, что человека от животных отличают наличие самосознания (узнавание в зеркале) и труд, как высшая форма мышления. Однако некоторые животные (слон, шимпанзе) узнают себя в зеркале, а многие представители фауны пользуются самодельными орудиями труда (вороны, обезьяны, каланы). Поэтому значительное отличие остаётся только в речи.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали о том, что такое высшая нервная деятельность и из чего она складывается. Вся информация о внешнем мире поступает от рецепторов к головному мозгу, где обpaбатывается и анализируется. На основе анализа складывается мироощущение и ответные реакции.



Еще:
-1 ::