Высшая нервная деятельность человека (биология, 8 класс)
Рефлексы
ВНД позволяет приспосабливаться к изменчивым условиям окружающей среды. Осуществляется такая адаптация посредством рефлексов (ответной реакции на раздражитель), которые И. П. Павлов разделил на два вида:
- безусловные – врождённые, наследственные, не требуют обучения;
- условные – приобретаемые во время жизни.
Большинство центров безусловных рефлексов находится в спинном и продолговатом мозге и не относится к ВНД.
Безусловные рефлексы хаpaктеризуются следующими признаками:
- начинают работать после рождения;
- свойственны всему виду;
- сохраняются в течение всей жизни;
- возникают в ответ на раздражение определённых рецепторов.
Примерами являются сосательный, глотательный, дыхательный рефлексы. Быстрая реакция без привлечения центров головного мозга в ответ на раздражение болевых рецепторов также относится к безусловным рефлексам.
Существуют сложные безусловные рефлексы, которые обладают цепной реакцией и влияют на поведение. Такие рефлексы называются инстинктами.
Условные рефлексы выpaбатываются постепенно под действием внешней среды и носят индивидуальный хаpaктер. Их центры находятся в коре головного мозга. У животных условные рефлексы вызываются с помощью дрессировки при повторении определённых действий. У человека условные рефлексы выpaбатываются в процессе обучения, например, реакция на красный свет при вождении автомобиля.
Рис. 1. Пример условного рефлекса.
Психические функции
Система условных и безусловных рефлекторных связей называется сигнальной. Выделяют первую и вторую сигнальные системы. Первая сигнальная система включает восприятие ощущений, их анализ, ответную реакцию. Посредством рецепторов система реагирует на свет, звук, прикосновение. Данные, полученные от органов чувств, формируют определённую картину мира с помощью психических функций. Их краткое описание представлено в таблице.
ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой- 1. Речь
- 2. Вредные привычки
- 3. Память
Функция |
Описание |
Ощущение |
Отражение в центральной нервной системе отдельных свойств физических тел и явлений |
Восприятие |
Приём и обработка информации, помогающей ориентироваться в окружающем мире |
Внимание |
Концентрация психической деятельности на определённой (наиболее важной) информации |
Память |
Сохранение полученной от органов чувств информации |
Мышление |
Отражение внешнего мира, проявляющееся в сознательных действиях |
Мотивация |
Стимуляция к деятельности под действием внешних раздражителей и для удовлетворения собственных потребностей |
Эмоции |
Выражение отношения к внешнему миру |
Рис. 2. Центры высшей нервной деятельности в коре головного мозга.
Для животных и человека многие ощущения будут одинаковыми. Так, и человек, и собака понимают, что вода – мокрая, а огонь – горячий. Однако в зависимости от развитых органов чувств и выборки информации мироощущение будет отличаться у разных представителей фауны. Например, собака живёт в мире запахов, т.к. лучше всего воспринимает эту информацию о внешнем мире.
Помимо первой сигнальной системы для высшей нервной деятельности человека хаpaктерна вторая сигнальная система, связанная с пониманием и воспроизводством речи. Вторая сигнальная система возникла из первой в результате эволюции. Жизнь в сообществе и выполнение сложных коллективных действий способствовали формированию речи. Как и другие раздражители, слово воздействует на центры коры головного мозга, формируя образы и ответную реакцию. Развивается только в сообществе при постоянном общении.
Рис. 3. Речь – вторая сигнальная система.
Всегда считалось, что человека от животных отличают наличие самосознания (узнавание в зеркале) и труд, как высшая форма мышления. Однако некоторые животные (слон, шимпанзе) узнают себя в зеркале, а многие представители фауны пользуются самодельными орудиями труда (вороны, обезьяны, каланы). Поэтому значительное отличие остаётся только в речи.
Что мы узнали?
Из урока биологии 8 класса узнали о том, что такое высшая нервная деятельность и из чего она складывается. Вся информация о внешнем мире поступает от рецепторов к головному мозгу, где обpaбатывается и анализируется. На основе анализа складывается мироощущение и ответные реакции.
Еще:
-1 ::