Память – долговременная и кратковременная (биология, 8 класс) >
+7(977)9328978     


Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Память – долговременная и кратковременная (биология, 8 класс)

Память – долговременная и кратковременная (биология, 8 класс)

За запоминание, хранение и воспроизведение полученной информации отвечает память – один из видов психических функций. Благодаря памяти человек приобретает индивидуальный жизненный опыт.

Процессы

Память находится в разных отделах головного мозга и напрямую связана с органами чувств. Вся полученная через слух, зрение, осязание информация хранится в памяти.

Деятельность памяти ограничивается четырьмя процессами:

  • запоминание – главный процесс, при котором полученная информация удерживается в памяти;
  • хранение – долгосрочный процесс удерживания информации;
  • воспроизведение – произвольная или непроизвольная актуализация информации;
  • забывание – процесс стирания «лишней», утратившей значение информации.

Рис. 1. Центры памяти.

Виды

Память классифицируется по нескольким признакам, которые описаны в таблице.

Признак

Память

Описание

По времени запоминания

Кратковременная

Длится всего 30 секунд, за которые способна удержать до 7 образов (предметы, слова, звуки)

Долговременная

Сохраняет жизненно важную информацию на всю жизнь. Кратковременная память, длящаяся более 30 секунд, преобразуется в долговременную память

По содержанию информации

Двигательная

Хранит информацию, полученную от рецепторов мышц. Необходима для воспроизведения повседневных (ходьба) и специфичных (танец, спорт) движений

Образная

Сохраняет образы разного хаpaктера (слуховые, звуковые, визуальные) как целостную картину. Помогает восстановить событие

Эмоциональная

Хранит информацию обо всех переживаниях

Словесно-логическая

Запоминает услышанную или прочитанную словесную информацию

По сенсорному восприятию

Слуховая

Запоминает звуковые образы через органы слуха (музыка, голоса, шум города)

Визуальная

Сохраняет информацию с помощью органов зрения (фильмы, картины, лица)

Моторная

Запоминает движения (письмо)

Вкусовая

Хранит информацию, полученную от вкусовых рецепторов (вкус торта, яблока, испорченных продуктов)

По наличию цели

Непроизвольная

Запоминает информацию несознательно (случайно услышанное слово)

Произвольная

Сознательно сохраняет информацию в процессе запоминания (обучение)

Рис. 2. Виды памяти.

Разные виды памяти взаимосвязаны между собой и не действуют «поодиночке». Зачастую каждое сознательное действие нуждается в памяти. Например, чтобы записать услышанную историю, нужно «подключить» моторную (действия пальцев при письме) и логическую (последовательность изложения) память.

Законы памяти

Разная информация запоминается неодинаково. При этом процесс запоминания у каждого человека индивидуальный. Кто-то лучше воспринимает звуковую информацию, кто-то – визуальную. Однако существуют единые для всех людей правила или законы, связанные с особенностями работы памяти.

ТОП-1 статьякоторые читают вместе с этой

Выделяют законы:

  • действия – теоретические знания хорошо запоминаются на пpaктике при индивидуальном использовании;
  • интереса – лучше всего запоминается интересная информация;
  • осмысления – тщательная проработка информации помогает лучше её запомнить;
  • повторения – несколько раз повторённая информация запоминается лучше;
  • края – память восприимчива к началу и концу информации.

Память запоминает любую информацию за всю жизнь. Чтобы «расширить» память, необходимо сознательно запоминать информацию, воспроизводить её, обновлять (вспоминать). Чем больше человек запоминает, тем больше образовывается нейронных связей, а, следовательно, память увеличивается.

Рис. 3. Нейронные связи.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали о понятии памяти, основных её процессах, а также различных видах (в зависимости от признака классификации) и законах памяти, помогающих лучше запоминать информацию.



Еще:
-1 ::