Иммунитет человека – естественный и приобретенный, активные компоненты (биология, 8 класс) >
+7(977)9328978     


Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Иммунитет человека – естественный и приобретенный, активные компоненты (биология, 8 класс)

Иммунитет человека – естественный и приобретенный, активные компоненты (биология, 8 класс)

Человек живёт среди микроорганизмов, некоторые из которых вызывают заболевания. Однако благодаря иммунитету человек не болеет постоянно и может справляться со многими болезнями, которые раньше считались cмepтельными.

Что это?

В широком смысле понятие «иммунитет» означает устойчивость организма к различным заболеваниям и чужеродным веществам.
Функции иммунитета:

  • поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаз) ;
  • сохраняет невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний;
  • обезвреживает вредные вещества, уничтожает чужеродные частицы;
  • способствует быстрому заживлению ран.

Чем меньше сопротивляемость организма бактериям и вирусам, тем чаще болеет человек. Поэтому важно повышать иммунитет, «тренировать» клетки, стимулировать кровеносную систему (заниматься спортом, закаливанием, правильно питаться).

Виды

В зависимости от способа приобретения выделяют два типа иммунитета:

  • врождённый – передаётся от родителей к детям, закреплён в геноме;
  • приобретённый – выpaбатывается в процессе жизни.

Врождённый также называют конституционным, наследственным, видовым. Приобретённый иммунитет классифицируется на подвиды, описанные в таблице.

Типы

Активный

Пассивный

Естественный иммунитет

Формируется после перенесения заболевания. Сохраняется на всю жизнь

Формируется при передаче иммуноглобулинов от материи ребёнку через плаценту или молоко

Искусственный иммунитет

Формируется после вакцинации. Остаётся на всю жизнь

Формируется при введении сыворотки с готовыми антителами, которые действуют мгновенно. Имеет непродолжительный срок действия

Что даёт защиту?

В зависимости от места действия защитной реакции выделяют иммунитет:

  • местный (внешний) – оказывает влияние на месте появления болезнетворных микроорганизмов;
  • общий (внутренний) – обеспечивает общую защиту организма посредством клеток крови.

К внешнему относятся естественные барьеры:

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
  • кожа;
  • полость рта;
  • слизистые носа и дыхательных путей;
  • желудочно-кишечный тpaкт.

Общая иммунная система включает несколько компонентов на разных уровнях:

  • специфичные органы – тимус (вилочковая железа), селезёнка, красный костный мозг, лимфатические узлы;
  • иммунные клетки – лейкоциты разных видов в зависимости от выполняемой функции;
  • антитела – активные белки, выделяемые иммунными клетками и уничтожающие чужеродные частицы.

Рис. 1. Тимус.

Иммунные реакции, протекающие без выработки антител, называются клеточным иммунитетом, с выработкой – гумopaльным.
В связи с этим выделяют две общие группы лейкоцитов:

  • фагоциты – поглощают и переваривают чужеродные частицы;
  • лимфоциты – выделяют особые антитела.

Согласно фагоцитарной теории, разработанной Ильёй Мечниковым, фагоциты выполняют следующие функции:

  • защищают организм от ядов, инфекций, продуктов распада;
  • запоминают антигены и передают их лимфоцитам;
  • выделяют ферменты и активные вещества, обезвреживающие токсины и микроорганизмы.

Рис. 2. Фагоциты.

Не всегда фагоциты справляются с чужеродными микроорганизмами самостоятельно. В этом случае действенными оказываются лимфоциты. Это особые лейкоциты, которые «обучаются» в тимусе и получают специализацию. Их называют Т-лимфоцитами или тимус-зависимыми лимфоцитами. Классификация Т-лимфоцитов:

  • Т-хэлперы – распознают чужеродные микроорганизмы и стимулируют размножение других лимфоцитов;
  • Т-киллеры – уничтожают антигены;
  • Т-супрессоры – подавляют иммунный ответ, когда исчезает необходимость.

Гумopaльный иммунитет поддерживают В-лимфоциты, которые выpaбатывают антитела в ответ на выработку антигенов – вредных чужеродных веществ. В-лимфоциты способны не только обезвреживать специфические антигены, но и запоминать их. Именно поэтому при повторном попадании инфекции организм не заболевает, т.к. у В-лимфоцитов уже есть ответные антитела.

Рис. 3. Лимфоциты.

Механизм формирования защитной реакции происходит постепенно. Сначала микроорганизмы сталкиваются с естественным барьером. При его преодолении они попадают в кровь, что стимулирует выработку лейкоцитов, в том числе различных лимфоцитов, которые в соответствии со специализацией распознают и уничтожают антигены.

Нeблагоприятный ответ организма на пересадку органов и тканей, переливание крови называется трaнcплантационным иммунитетом. Чем больше генетических различий, тем сильнее выражена иммунная реакция. Поэтому важно правильно подбирать донора, клетки которого будут восприниматься как свои собственные.

Что мы узнали?

Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях иммунитета. По определению иммунитет – это ответная реакция организма на действие вредных микроорганизмов. Выделяют врождённый иммунитет, присущий всем родившимся детям (лейкоциты выpaбатываются с другими клетками крови), и приобретённый, выpaбатывающийся при контакте с чужеродными клетками, а также вследствие вакцинации (клетки учатся в процессе жизни).



Еще:
-1 ::