Хвалить нельзя оценивать: 10 правил удачной обратной связи на уроке
Когда-то подруга призналась, что не любила учиться в школе и отвечать у доски из-за того, что за этим обязательно следовало неприятное оценивание учителей. Умение дать адекватную обратную связь — очень важный компонент работы педагога. Насколько грамотно учитель справляется с этой задачей, может определить качество обучения в целом.
Давайте поговорим о том, как учителю правильно дать обратную связь и оценить выполненное задание на уроке английского языка.
#1 Задание, а не человек
Главное правило обратной связи — говорим о задании, а не о человеке. Помните, что грамматические ошибки или неправильный спеллинг — это не основа личности студента и оценивая работу, мы смотрим на нее, а не на самого ученика.
#2 Святая ошибка
Не ошибаясь научится невозможно. Думаю, с этим сложно не согласиться. Пусть студенты помнят об этом и не боятся говорить, писать, отвечать. Задача преподавателя — постоянно напоминать об этом и всячески создавать безопасную атмосферу, в которой ошибиться будет не страшно.
Если это возможно, обсуждайте работу наедине со студентом. Так вы снизите тревожность и неловкость у самых стеснительных.
#3 Юмор — да, сарказм — нет
Без чувства юмора педагогу никуда, а чем дольше мы работаем, тем больше оно перерастает в сарказм и иронию. И хоть остроумные замечания радуют класс, но тому, кому они адресованы, совсем не до смеха. Часто такая обратная связь вызывает обиду и раздражение, а не желание лучше работать.
#4 Минус на минус
Оценивая работу студента обязательно начинайте с позитивных моментов. Подчеркните, что удалось сделать, что выполнено успешно. Например, использование сложной лексики или правильная структура сочинения.
Заканчивайте тоже на позитиве, это даст опору для дальнейшей работы. Ведь если мы только указываем на недостатки, сложно не разочароваться и не бросить занятия.
#5 Индивидуальный подход
Это универсальное правило работает и касательно обратной связи. Не секрет, что все люди разные, и студенты в группе тоже имеют разный хаpaктер и стиль обучения.
Кому-то нужно несколько раз объяснять суть ошибки и корректно подбирать слова, а кому-то достаточно пары фраз, кого-то стимулирует конкуренция, а для кого-то она является мощным демотиватором. Будьте внимательными к своим студентам и старайтесь найти подход к каждому.
#6 Наводящие вопросы
Задавайте вопросы типа: “А что ты сам/сама думаешь по этому вопросу?”, “Какими словами можно было бы заменить эту фразу?”, “Возможно, ты помнишь фразовый глагол или идиому, которая хорошо впишется в это предложение?”.
Таким образом мы научим студентов самостоятельно работать над своими ошибками и критически подходить к собственной работе.
#7 Четко и по делу
Избегайте общих фраз типа “Good job” и “Well done”. Будьте очень точны в том, что удалось студенту и не получилось сделать в работе, об этом и говорите.
#8 Усилие, а не способность
Доказано, что люди, которых хвалят за приложенные усилия (“Видно, что ты старался, выполняя это задание”), а не природные способности (“Какой ты умный!”), достигали больших успехов в долгосрочной перспективе.
Поэтому обращайте внимание именно на усилия студентов, а не на черты их хаpaктера и природные способности.
#9 Критерии нужны
Для эффективной обратной связи полезно иметь набор критериев и ожиданий. Это позволяет студентам держать в фокусе необходимый материал, а нам легче оценивать работу.
#10 Замыкая круг
Завершая свой фидбек, переспросите, все ли ваши комментарии понятны и ясны. Возможно, нужно что-то повторить или перефразировать. Помните, что обратная связь — это важное условие дальнейшего успеха студента. Поощряйте студентов давать фидбек друг другу.
Очень просто поставить оценку или написать “Keep up!”, но такой метод не даст возможности студентам реально научиться на своих (и чужих) ошибках. Описать работу, указать на сильные стороны и недостатки, подсказать над чем стоит поработать — все это занимает много времени, но поверьте, ваши студенты будут благодарны за такой подход к обратной связи, ведь дает возможности для дальнейшего роста.
Еще:
-1 ::