Тишина в классе: как поддерживать дисциплину на уроке
Любое поведение учеников и дисциплина в классе всегда зависит от учителя.
Многолетняя педагогическая пpaктика показала, что срываться на учениках и кричать на них — не вариант. Современный учитель должен искать свои рычаги влияния и не просто поддерживать дисциплину в классе, а изначально строить свои уроки так, чтобы у учеников не было возможности отвлекаться и вести себя неподобающе.
Дисциплина — это не наказание.
Пpaктически каждый преподаватель ловил себя на повышении голоса (обоснованном или необоснованном) или даже проявлении агрессии по отношению к ученикам, при этом подобное поведение — абсолютно непродуктивная мера, которая только подрывает авторитет учителя.
Что с этим делать? Давайте разбираться!
Начнем с того, что такое дисциплина.
Дисциплина — это не наказание.
Дисциплинировать — значит организовать обучение так, чтобы с первого урока вести учеников к порядку и здоровой атмосфере в классе. Это не про силу и тотальный контроль. Это про взаимное уважение и согласие.
Дисциплинированный класс — сообразительный и дружелюбный, открытый к знаниям и привилегированный равными возможностями для всех.
Дисциплина особенно нужна в ESL классе, когда студенты:
- используют родной язык чаще, чем английский
- часто отвлекаются от учебного процесса
- не справляются с домашним заданием
- нарушают правила класса (выключить телефон, не опаздывать и пр)
- проявляют различные формы дискриминации
Можно ли справиться с этими проблемами, не прибегая к наказаниям? Хочется верить, что да.
Попробуем пойти от противного. Каким должен быть преподаватель, чтобы ученик в его классе вел себя достойно? Вспомните себя в школьные или университетские годы. К какому преподавателю вы относились с большим уважением и имели лучшие отношения? Каким он был? Это был учитель, который кричал и раздавал неприятные наказания? Или же тот, кто был беспристрастным, честным человеком с хорошим чувством юмора и полной вовлеченностью в процесс?
Ответ очевиден. Именно поэтому дисциплина в классе начинается с учителя.
Строим авторитет
Авторитет нельзя просто так получить, его можно только заработать. При этом работать авторитет будет только в паре с уважением. Как бы это ни звучало, но ученики должны позволить вам быть главным человеком в классе.
Заpaбатывайте расположение студентов
Особенно это важно в работе с юными учениками: для них то, что вы стоите у доски не является поводом вас уважать. Дайте им причины слушать вас и воспринимать серьезно (об этом поговорим дальше).
Готовьтесь к уроку
Ученики очень ценят, когда преподаватель готовится к занятию и помимо базовой программы дает другие интересные знания, рассказывает занимательные факты и пр. Особенно хорошо это работает с детьми и подростками — ведь они так много всего еще не знают.
Бывают ситуации, когда ученик задает вопрос, на который вы не помните или не знаете ответ. Если не уверены, попросите время, чтобы найти и уточнить информацию. Скажите: “Great question, and I want to make sure I give you the best answer I can. Let’s talk about it after lesson \ tomorrow – remind me, please, OK?”
Поощряйте студентов, когда они этого заслуживают
Запаситесь искренней улыбкой и поощрительными фразами (а также конфетами и наклейками для особых случаев) для тех случаев, когда ученик сделал все правильно.
Будьте открыты
Речь идет о языке вашего тела. Сутулый преподаватель, который стоит в закрытой позе и больше повернут к доске, чем к аудитории всем своим видом показывает отсутствие интереса.
Человек выбирает позу подсознательно, но все же — стойте ровно, бодро, сохраняйте визуальный контакт с учениками, используйте искренние, понятные жесты и как можно больше двигайтесь. Старайтесь больше стоять и ходить, чем сидеть.
Не забывайте, что в классе именно учитель — хозяин положения
В классе есть лидеры, так называемые decision-makers и те, кто за ними следует. Студенты первой группы могут подрывать авторитет преподавателя. Они веселые, умные, многое умеют и знают, но все же не все.
Помните, что настоящий лидер в классе — это вы. И не просто потому, что вы учитель. У вас есть знания, профессиональный и жизненный опыт, которого нет у ваших студентов.
Соблюдайте work \ fun balance
Не бойтесь “отпускать” студентов и дать им вдоволь повеселиться, выполняя задание или играя в игру. Но и не пускайте процесс на самотек: не поощряйте студентов до тех пор, пока они не выполнят задание должным образом.
Будьте со студентами заодно
Очень важный и интересный пункт.
В привычном представлении в классе 2 стороны: учитель и ученик. Одна сторона учит, другая учится. Смените свой подход, чтобы стать с классом одной комaндой — не учите, а работайте с ними, выделяйте время, чтобы побыть на их стороне (выполняйте задания вместе, не только просите их говорить, но и рассказывайте немного о себе и своем опыте).
Если студенты сделали что-то недопустимое — они должны понести наказание
…но только в рамках правил вашего учебного заведения.
Студент должен понимать, что наказываете его не вы лично, а, скажем так, система, и обижаться на вас нет никакого смысла.
Наказание
Как бы мы ни старались этого избежать, но наказания в классе все же нужны. У преподавателя на примете всегда должен быть ряд мер, которые можно использовать в качестве наказания. Например:
- выдайте дополнительное домашнее задание
- если у провинившегося студента хорошее чувство юмора, можно попробовать забавные формы наказания — дайте ученику прочитать забавный стих, скороговорку или спеть песню на английском
- в качестве наказания попросите ученика ответить вам на английском. Например, задайте вопрос “What would have happened if you had not been late today?” или “How might your week have been different if you hadn’t copied your homework from Wikipedia?”
Ваше наказание должно быть незлобным, мягким, даже расслабляющим, но точно запоминающимся. Догадываемся, что многие преподаватели неприемлемо относятся к “унизительным” наказаниям, когда ученику нужно спеть, станцевать и пр. Но это работает безотказно: ученик навеки запомнит момент, когда ему, краснея, пришлось танцевать, петь песни или кукарекать перед ошеломленными одногруппниками (с детьми лучше не экспериментировать, а вот во взрослых группах это отлично работает).
Ученик навеки запомнит момент, когда ему, краснея, танцевать, петь песни или кукарекать перед ошеломленными одногруппниками.
Какой вывод? Сочетайте дружелюбие, авторитет и умеренные наказания, не переходите на личности и изначально закладывайте в своем классе структуру обучения, основанную на взаимном уважении и любви к учебе, в которой не будет места ругательствам и прокрастинации.
Еще:
-1 ::