Зачем каждому учителю развивать эмоциональный интеллект >
+7(977)9328978     


Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Зачем каждому учителю развивать эмоциональный интеллект

Зачем каждому учителю развивать эмоциональный интеллект


Эмоциональный интеллект (EI, Emotional Intelligence) — способность человека понимать эмоции, намерения и желания других людей и свои собственные. Сюда же входит способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения пpaктических задач [1]. 

Подробнее почитать об этом виде интеллекта можно у Дэниела Гоулмана или Стивена Стайна. Если говорить в общем, то исследователи сходятся во мнении, что люди с высоким EI добиваются больших карьерных высот, легче налаживают общение с людьми и в принципе имеют больше шансов стать успешными.

Если разбить EI до определенных навыков, то получится такой набор:

  • самосознание — понимание своих эмоций
  • самоконтроль
  • социальная чуткость или эмпатия
  • управление отношениями и умение работать в комaнде

Мы уверены, что этот набор набор soft skills необходим абсолютно каждому человеку. Но сегодня сосредоточимся на том, зачем учителю развивать эмоциональный интеллект:

Чтобы контролировать свои чувства

Учителя — не роботы. Они тоже чувствуют гнев, раздражение, могут принимать многое близко к сердцу и руководствоваться чувствами в принятии решений. Все это может быть незаметно для коллег и студентов, но для самого преподавателя это не проходит незамеченным. Негативные эмоции накапливаются и стрессовый порог становится все ниже и ниже.

В таком случае высокий эмоциональный интеллект помогает “рационализировать” чувства, понять причины эмоционального потрясения и сделать более объективные выводы.

Вы не будете рассматривать негативные эмоции (свои и чужие), как что-то, что “накопилось”, “появилось непонятно откуда” и “нужно отдохнуть — само пройдет”. Развитый эмоциональный интеллект поможет вам видеть причинно-следственную связь и бороться не с негативными эмоциями, а с тем, что их вызывает.

Чтобы понимать учеников

Да и вообще всех людей, которые входят в круг вашего общения. И дело даже не в том, чтобы проявлять эмпатию, глубоко копаться в жизни каждого студента (делать это, конечно, не нужно) и идти на уступки по любому вопросу.

В данном случае учителю важно считывать реакции студента на то, что ему говорят и что происходит в классе, оценивать его мотивацию и невербальные знаки.

Яркий пример такого считывания, когда преподаватель на основе сочетания признаков (молчаливость, ерзание на стуле, отсутствие контакта с другими студентами) определяет студента, которому некомфортно заниматься в группе — выполнять упражнения совместно с кем-то, вести диалоги и публично выступать. Решение такой проблемы будет зависеть от ситуации и возможностей учителя \ школы (перевод на индивидуальное обучение, смена группы на менее людную, индивидуальный проект и т.д), но ее определение — однозначно заслуга развитого EI и эмпатии.

Чтобы решать конфликты

А учителям приходится их решать. Если говорить конкретно о преподавателях, то конфликты могут возникать в общении с руководством, родителями, клиентами и даже родными, которые недовольны, что вы очередные выходные проводите на работе. Худшее, что можно сделать, это податься во взаимные обвинения и компромиссы, которые, в итоге, не устраивают никого.

В конфликтных ситуациях EI работает на основе анализа эмоций. Для этого нужно:

  • успокоиться
  • оценить, почему недоволен собеседник (не старайтесь оценить объективность претензий; главное — понять эмоцию и ее причину)
  • проговорить все это вслух (“Я понимаю, вас расстраивает, что…», «Я бы чувствовала то же самое, если…»)
  • предложить решение (оно должно удовлетворять и вас, и собеседника хотя бы частично)

В любом случае, научиться справиться с раздражением — уже бесценный навык, особенно если вы работаете с людьми. Плюс люди с высоким EI не только успешно решают свои конфликты, но и помогают это сделать другим, и это принципиально важный скилл для учителя.

Чтобы повысить эффективность общения

Люди с высоким EI лучше очерчивают свои приоритеты в общении, сами объясняют свои эмоции, не склонны к предвзятому отношению к другим и не имеют к людям завышенных ожиданий.

Что это значит? Что вам легче будет стать лидером в коллективе (в классе или среди коллег), инициировать изменения без негатива (например, спокойно убедить директора вашей школы, что в учительской вам просто необходим диван), делиться опытом и помочь другим людям совладать с эмоциями.

Как это сделать?

На самом деле, как повысить эмоциональный интеллект — тема для целой книги. Мы же приведем краткий перечень рекомендаций, которые помогут вам сделать шаг к лучшей версии себя:

1. Обращайте внимание на свои эмоции — для этого четко сформулируйте эмоцию, назовите ее и подумайте, что ее вызвало.

2. Чаще напоминайте себе, что эмоции быстротечны и могут быть не лучше базой для серьезный решений. После эмоциональной встряски делайте паузу перед принятием решений.

3. Не занимайте ничью сторону в конфликтах других людей в рабочей среде.

4. Принимайте негативные эмоции как вариант нормы.

5. Развивайте активное слушание.

5. Признавайте эмоции и страхи других людей. Никогда не нивелируйте чужие чувства.

6. Если хотите сказать что-то в негативном ключе, остановите себя и замените все отрицательные слова на положительные.

7. Начните хвалить других людей, если еще не делаете этого.

Непрерывное развитие эмоционального интеллекта преподавателем не только облегчает коммуникацию и повышает ее эффективность, но и улучшает эмоциональное состояние в целом — предупреждает появление гнева, раздражительности, стресса и профессионального выгорания [3].

Знаем, сейчас вся эта информация кажется каким-то наваждением — нужно следить за собой, за другими, пытаться понять всех и анализировать каждую ситуацию. Это сложно только на первых порах. Как только вы введете все это в привычку, вы начнете получать удовольствие от того, что предотвратили ссору, смогли не поругаться с очень конфликтным человеком или добились своего в общении с боссом и все остались довольны.



Еще:
-1 ::